МЕХАНИЗМ ЗАВОДКИ НАРУЧНЫХ И КАРМАННЫХ ЧАСОВ
Разборка механизма. При разборке механизма заводки
необходимо соблюдать осторожность, чтобы какая-нибудь из деталей
не была отброшена имеющимися в этом механизме пружинками. В
механизме заводки особо важной деталью является заводной валик.
Работа механизма заводки в большой мере зависит от правильности
установки и качества заводного валика.
Рис. 150. Недостатки узла механизма заводки:
1 — перекос заводного триба и выскакивание кулачковой муфты
из-за тонкого заплечика заводного валика; 2 — перекос заводного
триба из-за короткого и тонкого заплечика заводного валика; 3 —
нарушено сцепление кулачковой муфты с заводным трибом из-за
длинного заплечика в заводном валике
Чаще всего в заданном валике наблюдаются следующие
неисправности:
1) квадрат валика тоньше внутреннего квардата кулачковой муфты;
2) заплечик заводного валика короче отверстия в заводном трибе;
3) толщина и длина заплечика не соответствуют отверстию
заводного триба;
4) направляющая цапфа валика меньше и тоньше отверстия, в
котором она работает;
5) выточка для переводного рычага широкая или овальная;
6) слишком тонка или коротка шейка заводной головки или
отверстие в корпусе велико, или бьет головка (рис. 150).
При наличии хотя бы одного из указанных недостатков происходит
потрескивание зубьев во время завода пружины, перекос
колес, порча зубьев заводных колес, и также порча всего
механизма заводки. В этом случае следует изготовить новый
заводной валик.
Переводной рычаг (вытяжка) выполняет следующие функции:
закрепляет завидной валик в механизме и переводит кулачковую
муфту в положение перевода стрелок.
Рис. 151. винт переводного рычага и переводной рычаг:
1 — винт переводного рычага; 2 — переводной рычаг;
3 — рабочий конец переводного рычага; 4 — выточка в заводном
валике; 5 — правильная выточка в заводном валике и рабочем конце
переводного рычага;
6 — неправильная выточка в заводном валике и рабочем конце
переводного рычага
Хорошая работа механизма заводки часов и перевод стрелок во
многом зависят от плотности прилегания переводного рычага
к своему месту и плотности прилегания винта переводного рычага,
находящегося в мосту барабана (рис. 151). Для того чтобы этот
узел работал хорошо, необходимо:
1) чтобы указанные детали имели исключительно малый радиальный и
осевой зазоры:
2) сделать невозможным выпадение заводного валика; нужна
правильная выточка в нем и правильный прямой угол у переводного
рычага;
3) чтобы между переводным рычагом и основанием выточки заводного
валика обязательно был зазор.
Выпадение заводного валика может произойти из-за произвольно
отвинчивающегося винта переводного рычага. Если старый винт
заменить нечем, можно изготовить новый.
Если нижняя цапфа винта переводного рычага коротка и не выходит
наружу платины, следует проточить уступ винта с нижней стороны,
чтобы удлинить цапфу.
В часах, где стрелки переставляются подавкой, разработанное
отверстие для винта, закрепляющего заводной валик, можно
исправить, просверлив и нарезав новое отверстие. При этом новый
винт должен быть такой длины, чтобы он выходил в просверленное
заранее отверстие в нижней платине. Можно также изготовить
накладку (рис. 152). |