Доставка и выгрузка картофеля в хранилище могут производиться разными
способами. В Великобритании чаще всего используются стандартные
сельскохозяйственные прицепы грузоподъемностью от 2 до 10 т. Эти прицепы
со смещенными назад ходовыми колесами передают часть своей массы на
заднюю ось трактора. Большинство таких прицепов большой грузоподъемности
оснащается тандемными колесами или шинами низкого давления и пригодно
для выполнения любых транспортных работ. Разгрузка их производится путем
опрокидывания, которое может обеспечивать Достаточную осторожность
обращения с клубнями, если высота падения клубней в бункер сведена к
минимуму. Задний борт с верхней подвеской, который поднимается
одновременно с опрокидыванием кузова, создает значительные
технологические удобства. Некоторые прицепы оборудуются передней
решеткой, которая обеспечивает водителю возможность наблюдать за ходом
наполнения прицепа. Такая доработка существующих кузовов представляется
целесообразной как в технологическом, так и в экономическом отношении.
Загрузка прицепа с высокими бортами может быть
затруднительной и создает опасность повреждения клубней. Поэтому
желательно уменьшить один борт до половины, что облегчит загрузку
прицепа и уменьшит число повреждений.
Трудно предположить, что в ближайшее время может произойти заметный
отход от тенденции производства многоцелевых прицепов и переход к
созданию специальных прицепов для перевозок картофеля. Тем не менее,
улучшенная подвеска позволила бы увеличить допустимую скорость и
уменьшила бы вероятность повреждения клубней. Прицеп «люлька»
Шотландского института сельскохозяйственного машиностроения разработан
специально для транспортировки картофеля (рис. 45). Он оборудован
подвеской и может разгружаться через днище. Прицеп раскрывается подобно
раковине моллюска, обеспечивая выгрузку клубней с малым числом
повреждений. Оборудование в стандартных прицепах амортизирующего пола
может компенсировать плохую подвеску при движении по плохим дорогам.
Другой широко используемый тип прицепа оснащен узким саморазгружающимся
транспортером, который стыкуется с бортами кузова. Разгрузку можно
регулировать степенью раскрытия заднего борта.
В Великобритании для транспортировки картофеля с поля в хранилище
грузовые автомобили используются редко, хотя в значительной части
хозяйств Центральной и Восточной Англии это было бы вполне возможным. На
более крупных фермах представляется целесообразным использовать
автомобильные прицепы с кузовами для сыпучих грузов. Такие прицепы при
движении по полю можно прицеплять к тележке сельскохозяйственного
трактора, а при движении по дороге (к хранилищу) —к более скоростному
грузовому трактору. При наполнении кузова с высокими бортами необходимо
соблюдать меры предохранения клубней от повреждений. Число прицепов,
необходимых для перевозки картофеля с поля в хранилище, диктуется
производительностью уборки, дальностью перевозок и временем,
затрачиваемым на разгрузку. Чем больше прицеп, тем больше «чистого»
времени оказывается в распоряжении фермера для проведения транспортных и
разгрузочных работ. Это часто позволяет сократить число используемых
прицепов малой грузоподъемности.
При ручных методах уборки вполне приемлемой оказывается транспортировка
картофеля в контейнерах. Однако в тех случаях, когда приходится иметь
дело с разгрузкой комбайна, наполнить контейнеры, не причинив
повреждений клубням, весьма затруднительно. Поэтому загрузка картофеля в
контейнеры в настоящее время производится главным образом в хранилищах
или других хозяйственных помещениях фермы после осмотра и калибровки.
Некоторые комбайны, правда, могут быть оборудованы специальными
тележками для контейнеров, которые после наполнения сгружаются с помощью
вильчатых погрузчиков, приспособленных для работы на неровном грунте.