ИСПЫТАНИЯ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ И АЭРОДРОМНАЯ
ОТРАБОТКА БОРТОВЫХ СИСТЕМ
После завершения всех монтажных работ и испытания систем J1A в цехе
окончательной сборки проводятся комплексные испытания бортовых систем на
работоспособность и функциональное взаимодействие на
контрольно-испытательной станции (КИС). Завершающим этапом в
производственном процессе JIA является подготовка и проведение испытаний
его в воздухе.
Подготовка к летным испытаниям проводится в аэродромном цехе на
летно-испытательной станции (ЛИС).
На контрольно-испытательных станциях проводят отработку всех систем и
устройств ЛА. Например, для самолета проводятся следующие работы:
1. Отработка систем электро-и радиооборудования.
2. Проверка работы радиолокационного оборудования.
3. Проверка систем управления самолетом.
4. Отработка систем шасси.
Контроль систем производится с помощью универсальных и специальных
контрольных приборов и стендов. После отработки, контроля и
регулирования систем устраняют девиацию компасов на специальной
девиа-ционной площадке. Самолет устанавливают на поворотном круге,
проверяют по пеленгатору и корректируют показания магнитных,
гиромагнитных приборов и радиокомпасов. Затем определяют полетную массу
и положение центра масс на пустом с несъемным оборудованием и на
полностью загруженном самолете Комплексный контроль надежности ЛА
проводится с применением автоматических средств автономного и
комплексного контроля и испытаний бортовых систем.
Последовательность работы и испытаний обеспечивает программирующее
устройство. По его команде генераторы входных сигналов, связанные с
иммитатором, подают сигналы на вход к испытываемой системе. Полученный
сигнал преобразуется и сравнивается в компараторе
с эталонными сигналами, поступающими от генератора.
Результаты сравнения подаются в анализатор, который автоматически
оценивает контролируемую величину. После этого входной сигнал поступает
на индикатор. Если сигнал находится в заданных пределах, то
программирующее устройство выдает команду на продолжение проверки, в
противном случае программирующее устройство совместно с анализатором
отыскивает неисправности. Летные испытания предназначены для
установления соответствия ЛА предъявляемым требованиям и устранения
обнаруженных дефектов. Они состоят из четырех основных этапов:
аэродромные наземные испытания, подготовка к летным испытаниям, летные
испытания, послеполетная отработка. Основные операции аэродромных
испытаний проводятся на КИС, а остальные — на летно-испытательной
станции.
При поступлении ЛА на аэродром проверяют укомплектованность его
приборами, оборудованием, аппаратурой, состояние его агрегатов и
устройств, наличие документации. В период предполетной отработки
заканчивают работы по выпуску и заполнению эксплуатационной документации
(технических описаний, инструкций по эксплуатации, формуляров,
паспортов). Во время аэродромных испытаний самолета проводят отработку
топливной системы и двигателей. Во время отработки топливной системы ее
заправляют топливом и проверяют герметичность. Отработка двигателей
заключается в проверке их работы на различных режимах, проверке
приемистости и синхронности работы двигателей, а также сигнализации
отдельных агрегатов и механизмов.
Подготовка самолета к летным испытаниям включает в себя дозаправку его
топливом, сжатым воздухом и гидросмесью; проверку катапультируемых
сидений, замков аварийных люков, заправку кислородной системы кислородом
и проверку ее герметичности; общий осмотр самолета, проверку на
отсутствие посторонних предметов, зарядку пиромеханизмов.
Летные испытания проводят по специальной программе. В процессе их могут
проверяться: взлетно-посадочные свойства; скороподъемность до
практического потолка; устойчивость при наборе высоты и работы всех
видов оборудования на различных высотах; максимальные горизонтальные и
вертикальные скорости при снижении на определенном режиме; устойчивость,
управляемость и маневренность; перегрузки; расход топлива и максимальная
дальность полета; работоспособность и дальность действия радиосредств;
работа систем бортового оборудования. При послеполетной отработке
самолет осматривают и устраняют обнаруженные в полете дефекты.