Монтаж электро- и радиосистем сводится к установке на самолете
источников электроэнергии (генераторов постоянного и переменного тока,
аккумуляторов), потребителей электроэнергии (двигателей,
электромеханизмов, датчиков, антенн, радиоблоков, ламп освещения и т.
п.), распределительных, управляющих и контрольных органов (пультов,
щитков, панелей и т. п.) и наконец, прокладке, креплению и стыковке
между собой электрожгутов, кабелей, шин, а также присоединению их к
функциональным элементам (приборам, электроагрегатам и т. п.).
Перед прокладкой трасс необходимо освободить зону работ от посторонних
предметов, продуть ее пылесосом, подготовить инструмент, осмотреть
изделия, убедиться в отсутствии повреждений, в наличии контровки, пломб
и защиты на штепсельных разъемах, проверить соответствие их номеров
номерам в паспорте, наличие отметки в паспорте о проверке и годности.
Затем надо снять защитную пленку с мест на каркасе, зачищенных под
металлизацию. Поверхности, излишне зачищенные под металлизацию,
наконечники поставленных перемьиек металлизации, гайки и выступающую
резьбу болтов покрывают грунтом АГ-10 с добавлением алюминиевой пудры.
Наконечники перемычек, гайки и выступающую резьбу болтов маркируют
красной эмалью ХВ-16. Затем с помощью приспособлений, шаблонов и макетов
устанавливают кронштейны, стойки, хомуты, замки и другие детали,
необходимые для закрепления приборов, агрегатов бортовых систем и
крепления электрожгутов. В местах соприкосновения жгута с острыми
кромками или нагретыми деталями ставят предохранительные накладки.
Электроагрегаты обычно крепят на элементы конструкции (шпангоуты,
лонжероны, нервюры, рамы) с помощью болтов, хомутов или винтов. При
креплении электроагрегатов, чувствительных к вибрациям, используют
амортизаторы. Цвет изоляции проводов и жгутов зависит от их назначения.
Жгуты изготовляют на плазах в соответствии с чертежами и другой
документацией.
Раскладка жгутов на плазах и все работы по их изготовлению производятся
либо вручную, либо автоматизированно с применением оборудования с
числовым программным управлением.
Электрожгуты крепятся на каркасе хомутом с обкладкой, хомутом-лиркой,
скобами-лотками, зажимной колодкой, замком, скобой, они могут
прикрепляться также к трубе с помощью подвесных хомутов.
Жгуты проверяют до установки и после монтажа на
летательном аппарате. Контролируется механическая прочность соединений,
переходное электрическое сопротивление, сопротивление изоляции проводов,
отсутствие замыкания между ними, правильность раскладки и качество
пайки. Проверку осуществляют на пультах с ручным или автоматическим
управлением. При проведении монтажных работ должны быть обеспечены
прочное и плотное крепление проводов к каркасу ЛА без разрушения
изоляции и возможность чтения маркировки, а также соблюдены заданные
зазоры между жгутами и элементами конструкции.
После контроля качества монтажа все электрические системы проверяют под
током. Проверку жгутов проводят на специальных стендах при
взаимодействии их с исполнительными агрегатами.