Бортовое оборудование включает в себя силовые установки, системы
управления полетом летательного аппарата, энергосистемы (гидравлические
и пневматические), специальные системы, в зависимости от назначения
летательного аппарата (противообледенительная, противопожарная и др.).
Источники питания топливом и энергией, приборы, различные устройства
соединяются коммуникациями (трубопроводы, электрожгуты, тросы, тяги и
др.).
Под технологическим процессом монтажа понимают установку и крепление
элементов бортового оборудования, прокладку коммуникаций, соединение
монтажных систем между собой с последующим контролем их работы.
Для сокращения цикла производства монтажные работы выполняют на панелях,
в секциях, при сборке агрегатов и на этапе окончательной сборки
летательного аппарата.
Монтажные работы можно разделить на четыре этапа:
подготовка к монтажу (расконсервация покупных элементов, комплектование
оборудования с арматурой и зачистка элементов систем под металлизацию);
установка и крепление приборов, агрегатов, коробок
и т. п.;
прокладка и крепление коммуникаций;
соединение бортового оборудования и коммуникаций между собой.
Монтажные работы имеют свои специфические особенности и отличаются от
сборочных работ.
Бортовые системы чаще всего монтируют в стесненных условиях. Для
сохранения высокой работоспособности агрегатов и приборов их необходимо
оберегать при транспортировке от внешних воздействий, а при монтаже от
загрязнения. Поэтому при монтаже арматуры в ряде случаев вместо
дорогостоящих приборов устанавливают их макеты. Системы монтируют после
окончания всех сверлильно-клепальных работ и после тщательной очистки
зоны монтажа во избежание возможных отказов в их работе из-за попадания
мельчайших частиц (стружки, пыли) в агрегаты систем. На допускается
производить операции, связанные с образованием стружки, на расстоянии
ближе 5 м от зоны монтажных работ; нельзя оставлять открытыми каналы
трубопроводов, рукавов, агрегатов. После окончания монтажа открытые
каналы должны быть заглушены технологическими заглушками и
опломбированы.
При выполнении монтажных работ следует выдерживать зазоры между
элементами систем и планера согласно указаниям технической документации,
места для установки и крепления готовых изделий и трубопроводов
выполнять по оснастке. Очень важной и ответственной операцией является
металлизация. Она предназначена для соединения всех элементов изделия в
одну электрическую цепь. Металлизация исключает возможность
возникновения радиопомех и пожаров от искровых разрядов статического
электричества.
Металлизация всех элементов изделия осуществляется путем установки
заклепок металлизации, болтов крепления конструкции и специальных
перемычек.
При установке перемычек металлизации необходимо зачистить наждачным
полотном до металлического блеска места соприкосновения наконечников
перемычек с обеими металлизируемыми поверхностями. Если перемычку
устанавливают с шайбой, то зачищать поверхности, кроме элементов
радионавигационного оборудования, не обязательно. Для защиты от коррозии
зачищенные места окрашивают: поверхности деталей из алюминиевых сплавов
не позднее чем через 6 ч, а из магниевых сплавов не позднее чем через 2
ч с момента зачистки. После замера переходных сопротивлений головки
винтов и наконечники перемычек металлизации маркируют эмалью ХВ-16
красного цвета. Кроме болтовых соединений, металлизации подвергаются все
трубопроводы.
Объем монтажных работ на этапе окончательной сборки должен быть
минимальным. Желательно большую их часть выполнить во время агрегатной
сборки на панелях, в секциях или агрегатах. Наибольшая
производительность достигается при проведении монтажных работ на
панелях, установленных в вертикальном положении, так как это
обеспечивает удобное положение рабочего и легкий доступ к любому месту.
Объем монтажных работ в секциях зависит от их
конструкции и назначения. Так, в секциях оперения он невелик, в секциях
крыла (центроплан, ОЧК) объем работ увеличивается, наибольший объем
монтажных работ — в секциях фюзеляжа (кабинах пилотов, штурманов,
радистов,пассажирских салонах). Монтажные работы заканчивают после того,
как секции собраны в агрегат и могут быть соединены между собой
отдельные участки трубопроводов, электрожгутов, тяг, тросов и т. д.
Сборочные и монтажные работы завершают испытательные и регулировочные
работы.
Отработку, испытание и регулировку систем выполняют на специальных
стендах, полностью имитирующих условия работы испытываемых систем и
органов. После окончания монтажных работ внутренние полости агрегатов
продувают сжатым воздухом, очищают от пыли и стружки и проверяют, не
остались ли там посторонние предметы.
Монтажные работы заканчиваются на этапе окончательной сборки. Они
включают в себя монтаж двигательных установок, шасси, систем управления
и других систем.