КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ГЕРМЕТИЗАЦИИ БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

  Главная       Учебники - Самолётостроение      Справочник молодого слесаря-сборщика летательных аппаратов

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ГЕРМЕТИЗАЦИИ БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Качество герметизации проверяют следующими методами:

созданием вакуума на испытываемом участке шва;

нагнетанием внутрь изделия сжатого воздуха в смеси с другими газами (фреоном, аммиаком и т. д.);

нагнетанием сжатого воздуха внутрь отсека;

заливкой топлива (керосина) при испытании на герметичность топливных отсеков.

 

 

 

Рис. 55. Устройство для контроля герметичности шва вакуумным методом:
1 — вакуумметр; 2 — прозрачный колпак; 3 — вакуумный насос; 4, 5 — детали

 

 

Испытание на герметичность кабин, фюзеляжей проводится в два этапа. После окончания клепальных работ проводят местную проверку герметичности шва вакуумным методом. Сущность этого метода заключается в том, что на небольшом участке заклепочного шва, соединяющего детали 4, 5 устанавливают колпак 2 (рис. 55). Контролируемый шов предварительно протирают бензином и покрывают мыльной пеной. Если шов не герметичен, то при создании вакуума насосом 3 под колпаком в местах утечки будут образовываться мыльные пузыри. Вместо мыльной пены на контролируемый шов можно наносить полимерную пленку-индикатор.

Окончательно герметичность проверяют путем создания избыточного давления внутри изделия.

При испытаниях кабин используют специальные установки, снабженные соответствующей контрольной аппаратурой и кранами для регулирования и подачи сжатого воздуха. Сжатый воздух подается из цеховой пневмосети или от специальных нагнетателей и из баллонов.

Герметичность при испытаниях можно оценить следующими способами:

1) измерением величины утечки воздуха в единицу времени при некотором постоянном избыточном давлении в кабине;

2) измерением времени падения давления от величины р2 до р1 после прекращения подачи воздуха в кабину;

3) измерением скорости изменения давления в кабине.

Из трех перечисленных способов наиболее точен и прост второй способ, по которому герметичность кабины оценивают по времени (различное для каждого типа самолета) падения избыточного давления до 9,806 кПа. Если время окажется меньше установленного, то необходимо отыскать место возможной утечки, покрыть его мыльной пеной и наблюдать за появлением пузырьков. По окончании испытаний мыльную пену удаляют бензином и насухо вытирают поверхность изделия. В случае применения для обнаружения течей полимерного индикатора, чувствительность которого к потоку воздуха в 50 раз выше чувствительности мыльной пены, визуальный контроль производится после снятия давления, так как следы просочившегося воздуха устойчиво сохраняются на пленке-индикаторе. Это позволяет механизировать процессы нанесения и удаления пленки, а также делает процесс безопасным.

Топливные отсеки чаще всего испытывают на герметичность заливкой в них керосина. Перед испытанием заклепочные швы топливного отсека снаружи покрывают раствором мела в воде и просушивают. В испытываемый топливный отсек керосин заливают под давлением, величина которого указана в технических условиях. При испытании на слое мела в местах утечки образуются темные пятна.
 

 

Для контроля герметичности применяют различного вида течеискатели. На рис. 56 приведена схема контроля герметичности с применением галоидного течеискателя.

Контролируемый на герметичность отсек 1 заполняют смесью фреона с воздухом под избыточным давлением. Вдоль швов перемещают щуп 2; в случае утечки стрелка на шкале течеискателя 3 отклоняется. При обнаружении утечек проводят дополнительную герметизацию, устанавливая заклепки большего диаметра или нанося дополнительный слой герметика.

 

 

Рис. 56. Контроль герметичности отсека с помощью галоидного течеискателя

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..