МЕТОДЫ СБОРКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ

  Главная       Учебники - Самолётостроение      Справочник молодого слесаря-сборщика летательных аппаратов

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

МЕТОДЫ СБОРКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ

Существует несколько методов сборки

Сборка по базовой детали. При этом методе сборки одну из деталей принимают за базовую и к ней в определенной последовательности присоединяют другие детали, входящие в узел. Этот метод применяется при сборке изделий из жестких деталей, сохраняющих под действием собственной массы свои форму и размеры.

На рис. 21 показан цилиндр, сборку которого ведут по базовой детали 1. В процессе сборки базовыми поочередно являются различные детали: шток 1 при сборке 1-й группы, поршень 3 при соединении 1-й группы с 3-й.

При сборке по базовой детали, как правило, нет необходимости в специальных сборочных приспособлениях. Изделие собирают на верстаке.

Сборка по разметке.

Сущность метода сборки по разметке заключается в том, что сборочное положение деталей определяют путем непосредственного измерения расстояний между ними. Затем детали фиксируют в этом положении и соединяют (рис.
22). Разметка положения деталей производится по чертежу. Для раз-

 

 

 

 

 

 

метки используют универсальный мерительный и слесарный инструмент (линейку, циркуль, чертилку, струбцину и т. д.).

Процесс сборки по разметке включает в себя много переходов, поэтому он трудоемок и длителен.

Разметка по шаблону менее трудоемкая операция по сравнению с разметкой вручную. В этом случае на базовую деталь 1 (рис. 23) накладывают шаблон 2, совмещая кромки детали и шаблона, и по окнам 3 в шаблоне размечают положения входящих деталей.

 

 

 

рис. 24. Схема сборки по сборочным отверстиям:
1 - стойки; 2 - стенка; 3,4 - пояса



Сборка по сборочным отверстиям (рис. 24). При этом методе сборки в качестве сборочной базы используют СО. Сборочные отверстия сверлят по шаблонам в каждой из собираемых деталей. Детали должны иметь не менее двух сборочных отверстий, согласованных по дистанции, местоположению и диаметру. Расположение сборочных отверстий, их число, шаг, диаметр задаются в технических условиях на поставку. При сборке детали фиксируют по СО при помощи болтов или заклепок, а затем соединяют способом, указанным в чертеже.

Сборка по СО широко применяется при изготовлении плоских каркасных узлов и цилиндрических панелей.

Сборку по СО ведут на верстаках или в простейших поддерживающих устройствах.

Сборка в приспособлении.

Сборочные приспособления обеспечивают требуемое взаимное положение деталей собираемого узла.

При сборке узлов и агрегатов в приспособлениях в качестве баз используют поверхность каркаса, внешнюю поверхность обшивки, внутреннюю поверхность обшивки, координатно-фиксирующие отверстия (КФО), отверстия под стыковые болты (ОСБ).
 

 

Сборка по базе "поверхность каркаса” (рис. 25). При таком методе сборки обшивку (или панель) устанавливают на базовую поверхность каркаса и прижимают к ней на период соединения обшивки с элементами каркаса.

Базирование по поверхности каркаса в основном применяется при сборке непанелированных отсеков и агрегатов легких самолетов и вертолетов, конструкций из монолитных и сборных нервюр и шпангоутов и конструкций с сотовыми заполнителями.

Точность аэродинамических обводов собираемого по этому способу узла или агрегата зависит от точности сборки каркаса.

При сборке по базе ’’внешняя поверхность обшивки” (рис. 26) обшивку или панель прижимают внешним обводом к опорным поверхностям (рубильникам) сборочного приспособления и точно фиксируют в пространстве на весь период соединения обшивки с каркасом. Все элементы конструкции каркаса последовательно присоединяются к обшивке. При сборке по внешней поверхности обшивки все неточности изготовления деталей каркаса компенсируются компенсаторами 2, которые устанавливаются по месту.

При базировании на внутреннюю поверхность обшивки (рис. 27) панель или обшивку на весь период соединения с каркасом прижимают внутренним обводом к опорным поверхностям приспособления. Например, при сборке секции крыла или фюзеляжа могут быть использованы специальные макетные нервюры или шпангоуты, с помощью которых можно точно зафиксировать аэродинамические обводы собираемого изделия.
 

 

 

 

 

Рис. 27. Схема сборки по базе ’’внутренняя поверхность обшивки”: 1, 2 — обшивки; 3 — макетная нервюра; 4, 5 - фиксаторы приспособления

 

 

Сущность сборки по координатно-фиксирующим отверстиям заключается в том, что детали поперечного набора каркаса устанавливают в сборочное приспособление и фиксируют по специальным отверстиям — КФО, затем на поверхность каркаса устанавливают обшивку (панель) и соединяют ее с поперечным набором (рис. 28).

КФО в деталях и в сборочном приспособлении задаются от основных базовых осей. В отличие от других технологических отверстий КФО показывают на конструктивных чертежах изделия.

Точность сборки с базированием по КФО так же, как и при базировании по каркасу, зависит от качества сборки каркаса, точности его обводов, точности расположения КФО в деталях и фиксирующих элементах сборочной оснастки. Сверление и разделка КФО в деталях каркаса выполняется в заготовительных цехах по кондукторам или на специальном столе с применением координатных плаз-кондукторных линеек.

Сборочное приспособление, предназначенное для сборки по КФО, имеет упрощенную конструкцию, без громоздких и дорогостоящих рубильников и ложементов.

При базировании по отверстиям под стыковые болты в деталях и узлах, служащих для соединения панелей, отсеков и агрегатов между собой, достигают большой точности сборки и высокого качества соединения.

 

 

Рис. 28. Схема сборки по координатно-фиксирующнм отверстиям:
1 — обод шпангоута; 2 — фиксатор приспособления; 3 — штырь; 4 — панель; 5 - крепежная деталь

 

 

Рис. 29 Схема сборки с базированием по отверстиям под стыковые болты:
1 — профиль разъема; 2 — обшивка;
3 - панель; 4 - плита приспособления; 5 — ложемент; 6 — стыковой болт
 

 

 



Панель или детали устанавливают в сборочное приспособление, совмещая отверстия под стыковые болты в узле (детали ) с соответствующими отверстиями в плите сборочного приспособления (рис. 29). При этом поверхность стыковочных деталей, образующих плоскость разъема, должна плотно прилегать к поверхности плиты. В таком положении стыковочные детали соединяются с деталями приспособления при помощи фиксирующих болтов или штырей. После этого к стыковочным деталям (панелям) присоединяют детали каркаса и другие элементы конструкции планера.

Сборка большинства узлов отсеков и агрегатов планера самолета невозможна без сборочной оснастки, которая обеспечивает правильное взаимное расположение деталей, узлов и отсеков относительно друг друга (рис. 30). В приспособлении деталрт и узлы прижимаются к ложементам, плитам разъема, рубильникам фиксаторами и прижимами.

 

 

 

Рис. 30. Сборка в приспособлении:
1 — основание; 2 - фиксаторы; 3 — шаблон; 4 - фиксатор-штырь; 5 — прижим; 6 -сверло; 7 — упор; 8,10 — пояса нервюры; 9 — стенка нервюры

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..