ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ

  Главная       Учебники - Самолётостроение      Справочник молодого слесаря-сборщика летательных аппаратов

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ

 

В общем машиностроении взаимозаменяемость, позволяющая произ-водить сборку без дополнительной подгонки элементов конструкции, обеспечивается путем изготовления деталей в пределах заданных допусков. Точность изготовления деталей контролируют с помощью универсальных и специальных мерительных инструментов и приспособлений.

В самолетостроении такой метод обеспечения взаимозаменяемости используют при изготовлении жестких деталей и узлов (цилиндров, штоков, поршней, узлов навески колес, подъемников, золотниковых пар и т. д.). При изготовлении же деталей каркаса планера и обшивки, имеющих большие габаритные размеры и малую жесткость, применяют плазово-шаблонный и макетно-эталонный методы обеспечения взаимозаменяемости.

Сущность плазово-шаблонного метода обеспечения взаимозаменяемости заключается в том, что для всех сопрягаемых элементов планера самолета (узла, агрегата, изделия в целом) создается единый эталон внешних форм и размеров в виде теоретического плаза, представляющего собой чертеж изделия в натуральную величину со всеми проекциями и сечениями.

Теоретические плазы обычно делают металлическими. Основными элементами металлического плаза (рис.
15) являются плазовый стол и панели плаза.

Копия с соответствующего контура теоретического плаза, выполненная на специальном прозрачном материале (винипрозе), называется конструктивным плазом. На конструктивном плазе Дополнительно вычерчивают тушью все детали, входящие в сечение, указывают оси, а также наносят буквенную и цифровую информацию.

 

 

Рис. 15. Теоретический плаз



Конструктивный плаз используется для изготовления шаблонов.

Шаблон — это плоский носитель формы и размеров деталей и других сборочных единиц. Его изготавливают из листовой стали толщиной 1,5 мм.

На шаблонах сверлят базовые (БО), сборочные (СО), направляющие (НО), шпилечные (ШО), инструментальные (ИО) и другие отверстия, наносят оси и всю информацию, необходимую для использования шаблона в производстве.

Базовые отверстия предназначены для установки шаблонов на теоретических плазах при обработке контура, переноса осей, а также для технологической увязки шаблонов между собой. Сборочные отверстия используют для фиксации деталей при сборке, направляющие — для рассверливания отверстий (они исключают разметку), шпилечные — для фиксации деталей на формблоках, инструментальные — для фиксации деталей на штампах при просечке вырезов и пробивке отверстий.

Применяемые в производстве летательных аппаратов шаблоны подразделяют на две группы: основные и производственные (рабочие). Основные шаблоны окрашивают в красный цвет. Они хранятся в плазово-шаблонном цехе. Рабочие шаблоны — черного цвета, они применяются в основных и вспомогательных цехах предприятий.

В табл. 1 приведена классификация шаблонов и область их применения. Основные и производственные шаблоны для изготовления отдельных элементов крыла и их увязка показаны на рис. 16.

Номенклатура шаблонов, используемых в производстве, обусловлена особенностями форм деталей и технологических процессов их изготовления. В конструкциях самолетов наиболее распространены три типа деталей: плоские детали с бортами, изготавливаемые из листовых заготовок гибкой без значительных деформаций;

детали сложной пространственной конфигурации, изготавливаемые из листовых заготовок штамповкой со значительными деформациями; профильные детали, изготавливаемые из профилей.

Детали первого типа изготавливают по следующей технологической схеме: вырезка точной заготовки (без припуска) (это возможно, так как величина последующей деформации невелика), сверление всех необходимых отверстий и формообразование на формблоках. Раскрой листового материала на заготовки и сверление в них инструментальных, сборочных и направляющих отверстий выполняют по ШРД, формблоки изготовляют при помощи шаблонов внутреннего контура ШВК, взаимную увязку шаблонов ШРД и ШВК производят при помощи ШК, по нему же может быть изготовлено приспособление для контроля готовой детали (по коиту-руШК).

Технологическая последовательность изготовления деталей второй группы следующая: раскрой заготовок с большим припуском, формообразование на болванках, обтяжных пуансонах, в штампах и т. п., удаление припуска и сверление отверстий. Вырезка заготовок осуществляется по ШЗ, изготовление оснастки для формообразования — по ШКС, удаление припуска и сверление отверстий — по ШОК.

 

 

 

 

 

 

Классификация шаблонов

 

 



Детали третьей группы подвергаются гибке на оправках, которые изготавливают по шаблонам гибки ШГ, с последующей торцовкой и сверлением отверстий, которые производят по шаблонам ШОК-

Полки стрингеров, борта нервюр и шпангоутов часто располагаются по отношению к стенке не под прямым углом, т. е. имеют малку (рис. 17). Под малкой М понимают угол между нормалью к плоскости стенки и касательной в данной точке к внешней поверхности отбортованной детали. Малки бывают открытые (Мотк = а - 90°), закрытые (Мзак = 90° - а) и нулевые ( а = 90°).

Информацию о величине малки наносят на теоретический и конструктивный плазы, на UIKK и некоторые другие шаблоны (см. рис. 16). Плоские шаблоны позволяют получить полное представление о конфигурации деталей. Например, обозначение Б6В МО Р4 означает, что борт детали выполнен высотой 6 мм, отогнут вверх, имеет нулевую малку и радиус перехода к стенке 4 мм.

Сборочную оснастку для узлов и агрегатов средних и больших самолетов изготовляют в системе инструментального стенда и плаз-кондуктора.
 


Инструментальный стенд (рис. 18) предназначен для точной установки в пространстве фиксирующих узлов приспособлений. Инструментальный стенд имеет координатные линейки, параллельные трем осям прямоугольной системы координат. В координатных линейках имеются отверстия с запрессованными в них втулками, по которым можно установить любой размер, кратный 200 мм, между монтируемыми фиксаторами. Промежуточные размеры определяют с помощью постоянных дистанционных калибров или универсального микрометрического калибра.
 

 

 

 

 

Плаз-кондуктор (рис. 19) предназначен для увязки осей крепежных отверстий фиксирующих элементов (рубильников, ложементов, плит и др.) с их рабочим контуром. Плаз-кондуктор имеет координатные линейки, в отверстия которых запрессованы втулки 8Н7 с шагом 50±0,01 мм.

При макетно-эталонном методе по шаблонам создается макет или эталон поверхности агрегата. По эталону поверхности изготавливают слепки из пескоклеевой массы, по которым воспроизводят пуансоны и матрицы для формовки деталей обшивок и каркаса. По эталону изготавливают эталоны отдельных узлов, а по ним — приспособления для сборки узлов.

Этот метод получил широкое распространение при производстве самолетов легкого типа.

За последние 15 лет внедрены аналитические способы построения сложных аэродинамических поверхностей с помощью электронно-вычислительной техники. Это позволило в ряде случаев полностью отказаться от графического построения контуров и элементов конструкции на плазе, исключить теоретические и конструктивные плазы. Появилась возможность вводить данные о математически заданной поверхности в станки с программным управлением и на них непосредственно изготавливать шаблоны и даже обойтись без шаблонов при изготовлении по программе на специальных станках с ЧПУ обтяжных пуансонов, формблоков, контурных фиксаторов (рубильников) и жестких деталей с обводообразующими поверхностями (фонари, люки, панели, профили разъема и т. д.).

Применение при изготовлении оснастки и деталей методов, характерных для общего машиностроения, позволило существенно сократить цикл подготовки серийного производства новых изделий, уменьшить трудоемкость их изготовления и повысить точность изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..