5.1. Зарубежный опыт публичных библиотек

Главная     Учебники - Маркетинг     Концепция маркетинга для публичных библиотек в Германии

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 5.1. Зарубежный опыт публичных библиотек

Не только в ФРГ, но и в других странах, публичные библиотеки сталкиваются с финансовыми проблемами. В ряде стран также наблюдается падение рождаемости, происходит переоценка ценностей. В США и Великобритании это привело к различным исследованиям о роли библиотек в будущем. Упор был сделан на то, как улучшить услуги публичной библиотеки, эффективно расходовать финансовые и материальные ресурсы на благо общества, а не на повышение книговыдачи как таковое.
Работа под названием «Эффективная библиотека» (B. Totterdell / J. Bird. The Effective Library. Report of the Hillingdon Project on Public Library Effectiveness. London, 1976) привлекла к себе большое внимание в США и Великобритании. То же можно сказать об исследовании, проведенном в лондонском городском районе Хиллингтон. Главная задача его состояла в том, чтобы измерить эффективность публичной библиотеки в рамках общины и разработать для этого соответствующую методологию. Под эффективностью понималась степень удовлетворения библиотекой потребностей общины.
Хотя структура и задачи британской и немецкой публичных библиотек не идентичны, заключения по Проекту дают «пищу» для размышлений. Там, в частности, записано: «Публичные библиотеки работают на минимальном уровне удовлетворения пользователей и выживают из-за доброй воли, небольших претензий и ожиданий, а также из-за относительно простых запросов большинства населения. Публичные библиотеки неправильно рекламируют себя и легко относятся к невыполненным запросам. Сверх того, существуют огромные расхождения между представлениями библиотекарей и пользователей о том, какие услуги нужны, как можно ими воспользоваться и как их реально используют» (B. Totterdell / J. Bird. The Effective Library, p.133).
Следствием проекта Хиллингдона в Великобритании (а также в США) было то, что идея о необходимости повышения эффективности работы публичных библиотек стала овладевать умами библиотекарей. Первым шагом стало улучшение массовой работы. Хорошо спланированная, эффективная и наступательная массовая работа – таковы были ожидания (как, впрочем, и в ФРГ) – должна стимулировать интерес и поддержку пользователей и увеличение охвата населения библиотечным обслуживанием.
Вскоре, однако, стало ясно, что ограничиться одной массовой работой нельзя, нужно выходить за ее рамки. На это указывает название одной из публикаций: «Вслед за мероприятиями по связям с общественностью – библиотечный маркетинг» (J. Eisner (ed.). Beyond PR: Marketing for Libraries. New York 1981). Приблизительно с середины 70-х годов в США и Великобритании темой номер один стал маркетинг и маркетинговые методы. Все публикации того «периода имеют одну общую черту: базой для них послужил труд Ф. Котлера «Маркетинг для некоммерческих организаций» (P. Kotler. Marketing fur Nonprofit-Organisationen. Stuttgart, 1978).
Маркетинг в этих странах из теории «перешел» в практику, обрел конкретные формы в библиотеках: от разработки маркетинговых стратегии для отдельных библиотек (Филадельфия, Даллас, Денвэр) до определения инструмента для планирования работы рыночно ориентированных библиотек. По поручению Американской библиотечной ассоциации был подготовлен материал – «Процесс планирования для публичных библиотек» (V.E. Palmour u.a. A Planning Process for Public Libraries. Chicago, 1980), с воодушевлением встреченный библиотекарями и переизданный в расширенном и переработанном варианте.
«Процесс планирования для публичных библиотек» хорошо зарекомендовал себя не только в США и Великобритании (мы еще вернемся к нему чуть позже). Идея библиотечного маркетинга находит сегодня все больше приверженцев в США и Великобритании. В ФРГ же к его использованию подходят с большой осторожностью: первая немецкоязычная публикация по библиотечному маркетингу относится к 1982 году; затем были сделаны переводы статей Б. Кронина с английского. В Немецком библиотечном институте тоже начали заниматься данным вопросом.
Первая реакция на библиотечный маркетинг в ФРГ была двойственной: от одобрения и восхищения до полного неприятия. За последние 2-3 года интерес к теме возрос. Свидетельство тому – позиция Немецкого библиотечного союза, согласившегося на проведение настоящего проекта, а также увеличившееся число дипломных работ по данной теме. Со временем многие яростные оппоненты маркетинга стали его поклонниками и апологетами.
Мощные импульсы для освоения библиотечного маркетинга, безусловно, дал Коллоквиум, организованный фондом Бертельсманна в 1984 году, и работа, изданная на основе его материалов (H. Ernestus / H.-D, Weger (Hrsg.). Offent1iche Bibliotheken heute und morgen – Neue Ansatze fur Zielsetzungen und Management. Gutersloh, 1985). Однако вероятность того, что все немецкие публичные библиотеки будут применять в своей деятельности маркетинг, все еще под вопросом. Сильны бытующие среди библиотекарей предрассудки, неверно толкуется само понятие «маркетинг», многим не ясно, какие преимущества дает, почему есть смысл им заниматься, как его осуществить и сколько это будет стоить.