3. Задачи и цели публичных библиотек

Главная     Учебники - Маркетинг     Концепция маркетинга для публичных библиотек в Германии

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

3. Задачи и цели публичных библиотек


Как согласуется расширение набора услуг публичной библиотеки с профессиональным самосознанием? Если, например, предлагаются различные, не связанные с книгой мероприятия, не теряет ли библиотека при этом своего «лица»?
Попытаемся описать задачи публичной библиотеки, опуская детали и учитывая лишь основные направления. За последние 80 лет вышло огромное число публикаций о задачах публичной библиотеки: мнения библиотекарей, библиотековедов, а также «небиблиотекарей» – официальные и полуофициальные.
В ФРГ не существует общепринятых стандартов по данному вопросу: в отличие от других стран, здесь не Приняты библиотечные законы, регламентирующие цели и задачи публичных библиотек. Эта особенность рассматривается многими библиотекарями негативно. Однако благодаря этому, при формулировке своих задач, публичные библиотеки более свободны и могут исходить из местных социокультурных, политических задач, материальных возможностей и понимания библиотекарями своего назначения. Задачи публичных библиотек в обобщенном виде содержатся в четырех публикациях:
• Публичная библиотека: Заключение Центра по упрощению управления /КГСт/. – Берлин. 1973;
• Библиотечный план-73: Проект широкой библиотечной сети для Федеративной Республики Германии. – Берлин, 1973;
• Профессиограмма дипломированного библиотекаря публичной библиотеки. – Ройтлинген, 1986;
• Директивы для публичных библиотек: Подготовлены секцией публичных библиотек ИФЛА. Мюнхен; Нью-Йорк; Лондон; Париж, 1986. (Публикации ИФЛА, № 36).
Задачи публичной библиотеки довольно подробно, хотя и несколько поверхностно, изложены в первом документе:
«Будучи учреждением общины, публичная библиотека должна информировать население и некоторые его группы о средствах коммуникации, в основном – о печатных и аудиовизуальных. Услуги библиотеки состоят в сборе, раскрытии, пропаганде этих средств, включая справочно-информационную деятельность. Публичная библиотека должна:
• способствовать ориентированию и свободному формированию суждения;
• помогать в образовании, повышении квалификации и в профессиональной деятельности;
• предоставлять различным группам населения возможности для общения;
• обеспечивать досуг.
Услуги публичной библиотеки должны учитывать потребности тех групп населения, которым нужна особая помощь при пользовании этим учреждением. Кроме того, деятельность публичной библиотеки способствует развитию школ, институтов повышения квалификации, других учреждений культуры, образования, социальной сферы общины (Община (коммуна) – самая мелкая единица территориально-административного деления ФРГ. – Прим. пер.).
«Библиотечный план-73» подчеркивает, главным образом, образовательное, политическое значение публичных библиотек и наделяет их задачами в области образования и науки, исследования и обучения, повышения квалификации, но большинство пунктов, названных в предыдущем документе, не приводится.
В «Профессиограмме библиотекаря» обращается внимание на вклад публичных библиотек в осуществление принципа равных возможностей для всех, в информационное обеспечение населения, в развитие культуры чтения. В этом официальном документе впервые отмечается необходимость ориентации библиотек на запросы и потребности пользователей, анализа их окружения и исследования целевых групп, маркетинга и привлечения непользователей, важность изучения ряда других факторов, влияющих на пользование библиотекой. К ним относятся:
• изменение структуры населения;
• плотность населения на той или иной территории;
• перемены в области труда и досуга;
• переоценка ценностей в обществе в целом и в отдельных группах в частности;
• информационные и коммуникационные структуры;
• система массовых коммуникаций и отношение к ней населения. Особо подчеркивается, что «между потребностями реальных пользователей и большинства населения (как потенциальных пользователей) существуют большие различия».
В 1973 году были опубликованы «Стандарты для публичных библиотек» ИФЛА. Недавно были выпущены основанные на них «Директивы…».
Это было связано с тем, что «публичные библиотеки существуют для того, чтобы удовлетворять потребности общества, которые различаются по широте и структуре, по необходимым для их реализации экономическим ресурсам. Даже в областях, не подверженных частым изменениям, ресурсы для удовлетворения всех этих потребностей, как правило, недостаточны. Каждая библиотека должна выделить свои приоритеты, текущие, среднесрочные и долгосрочные задачи, учитывая местную специфику и свои возможности» (IFLA-Guidelines, S.9). Так как каждая библиотека отвечает на определенные запросы и располагает конкретными ресурсами, невозможно установить общепринятые «стандарты обслуживания». Можно лишь дать «Директивы». В них приводится лишь «примерный список услуг», из которого она может выбрать наиболее подходящие для себя – в зависимости от внутренних и внешних условий.
Спектр услуг, которые может предлагать публичная библиотека, не меняя своей сущности, широк: пользование фондом (выдаются или нет издания на дом), предоставление информации отдельным лицам, группам, предприятиям местной торговли и промышленности (от информации социального плана до такой утилитарной, как информация для туристов: расписание поездов, названия гостиниц, культурные и другие мероприятия). В задачи библиотек входят также координация деятельности консультационных служб и объединений по интересам в общине, изучение местной истории. Далее перечислены: интенсивное обслуживание детей в библиотеке («хорошо спланированная программа мероприятий поможет активизировать чтение книг, использование аудиовизуальных средств библиотеки»), проведение культурных к общественных мероприятий (выставки, доклады, фильмы, концерты и т.д., встречи пожилых людей, возможности для занятий музыкальных групп, мероприятия для этнических меньшинств и пр.), услуги для лиц с физическими недостатками, для иностранцев и учебных заведений.
В числе средств, которыми комплектуется библиотека, названы: книги, журналы, газеты, аудиовизуальные материалы (грамзаписи, видеозаписи, диапозитивы, компьютерные программы, картины, фотографии, гравюры), труднодоступные издания в обычном и машиночитаемом виде. Анализ данного перечня позволяет увидеть, что традиционные задачи библиотеки – комплектование, раскрытие, пропаганда печатных и других материалов – являются, хотя и значительной, но лишь частью деятельности, и что, кроме этого, есть множество мероприятий, содержание которых не сводится к «пропаганде книги», а направлено на общение и информирование. Важно, чтобы публичная библиотека проявляла активность в передаче данных, полученных из самых разных источников, занималась местной культурой, работала с «особыми» группами пользователей. Все это четко обозначено в Заключении Центра по упрощению управления 1973 года.