ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ МЕХАНИЗМОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
грузоподъемных машин - часть 1
Механизм передвижения с приводными колесами. Механизм
передвижения с приводными колесами состоит из двигателя, системы передач
и ходовой части с ходовыми колесами (катками). Механизмы передвижения
тележек и кранов могут иметь ручной и машинный привод.
Механизм передвижения с ручным приводом. Этот механизм передвижения
применяют на кранах, используемых на складах и производственных участках
с ограниченным объемом работы. Обычно грузоподъемность таких кранов
15—20 т, пролет не более 16,5 м. В мостовых кранах с механизмом
передвижения с ручным приводом в зависимости от грузоподъемности и
пролета мост может быть выполнен однобалочным из двутаврового профиля
или двух-балочным с четырехкатковой тележкой. Механизм передвижения
тележки (рис. 9.1) смонтирован на раме 2, опирающейся на два приводных 3
(ведущих) и два неприводных 1 (ведомых) колеса.
Ведущие колеса приводятся во вращение через зубчатую передачу 4 от
тягового колеса 5 с тяговой цепью или с помощью рукоятки.
Рекомендуемые значения прилагаемых усилий и окружной скорости рукоятки
приведены в табл. 3.1.
Рис. 9.1. Механизм передвижения с ручным
приводом
Механизмы передвижения с электрическим приводом тележек и мостов.
Эти механизмы состоят из электродвигателя, промежуточных передач,
ходовой части с приводными и неприводными ходовыми колесами. В
современных кранах механизмы передвижения различаются применением
привода с редуктором; использованием ходовых колес со съемными буксами;
соединением валов, в том числе и быстроходных, в основном зубчатыми
муфтами, не требующими высокой точности сборки.
Наиболее типичными для механизма передвижения тележки являются приводы с
центральным расположением редуктора (см. рис. 9.3, б).
Достаточно широкое распространение получили также приводы с навесными
редукторами (рис. 9.2). К навесному редуктору 2 этого механизма
прикреплен фланцевый электродвигатель 1, крутящий момент от которого
через зубчатые передачи передается на полый выходной вал 8 и от него на
валы приводных ходовых колес 9. Второе приводное колесо соединено с
валом первого уравнительным трансмиссионным валом 6 с двумя зубчатыми
полумуфтами 7. Тормозной шкив 4 тормоза 3, установленного на кронштейне
5, закреплен на промежуточном или на быстроходном валу редуктора.
Реактивный момент, возникающий при движении тележки, воспринимается
через корпус редуктора упорными болтами 10. Для механизма передвижения с
навесным редуктором не требуются специальные опорные стойки на раме
тележки под редуктор и электродвигатель. Кроме того, этот механизм
передвижения отличается компактностью и простотой установки. Однако при
замене приводных колес на этом механизме необходимо демонтировать
редуктор, что усложняет ремонт.
Применение механизмов с навесным редуктором нецелесообразно для тележек
большой грузоподъемности (более 20 т), так как в этом случае размеры и
масса навесного редуктора возрастают непропорционально и становятся
неприемлемыми.
Рис. 9.2. Механизм передвижения тележки с
навесным редуктором
Рис. 9.3. Механизмы передвижения мостовых
кранов:
а. б. в — с трансмиссионными валами соответственно тихоходным,
среднеходным и быстроходным; г — с раздельным приводом