МЕХАНИЗМЫ ПОДЪЕМА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРИВОДОМ -
часть 1
При выборе механизма подъема следует учитывать следующие факторы: 1) тип
грузозахватного устройства; 2) массу поднимаемого груза; 3) высоту
подъема; 4) число требуемых устойчивых скоростей подъема при опускании
груза; 5) специальные требования, связанные с особенностями
технологических процессов использования кранов или характером
поднимаемого груза.
При применении в качестве грузозахватных устройств крюков, петель,
клещевых захватов, одноканатных грейферов для подъема и захватывания
груза требуется только один механизм подъема. При использовании в
качестве грузозахватного устройства двухканатного грейфера, подъемного
электромагнита или других специальных грузозахватных устройств подъем и
захват груза осуществляется двумя механизмами. Конструктивные
особенности механизмов подъема со специальными грузозахватными
устройствами в данном учебнике не рассматриваются.
Масса поднимаемого груза оказывает влияние на схему полиспаста
поднимаемого механизма (см. гл. 5). В зависимости от высоты подъема
груза и кратности полиспаста изменяется необходимая канатоемкость
барабана. При значительной высоте подъема груза и большой кратности
полиспаста канатоемкость барабана возрастает настолько, что навивка
каната на барабан в один слой становится невозможной вследствие
чрезмерной длины барабана. В этом случае применяют механизмы подъема с
многослойной навивкой каната на барабан или со сдвоенными фрикционными
барабанами.
Механизм подъема с многослойной навивкой каната на барабан показан на
рис. 8.4. Для правильной укладки каната на гладкий барабан 1 используют
специальное устройство — канатоукладчик. От барабана через цепную
передачу 7 приводится в движение винт 6 с двойной резьбой — правой и
левой.
Подъемный канат перед навивкой на барабан проходит через блок 2 между
двумя цилиндрическими направляющими роликами 3, закрепленными на каретке
5 канатоукладчика. При вращении винта каретка с роликами и блоком
скользит по направляющим 4, обеспечивая правильную укладку каната на
барабан.
Винтовой механизм канатоукладчика показан на рис. 8.5. Перемещение
каретки с роликами 3 и блоком 2 при вращении винта 1 осуществляется при
помощи челнока 5 специального профиля, скользящего по нарезке винта
и увлекающего за собой каретку. Направление перемещения каретки в
крайних точках изменяется при переходе челнока 5 с правой резьбы на
левую и, наоборот, по переходной канавке винта. Передаточное число
передачи от барабана к винту и шаг винта определяются из условия
равенства перемещения каретки за один оборот барабана шагу навивки
каната
Рис. 8.4. Механизм подъема с многослойной навивкой каната на барабан
Кроме винтовых канатоукладчиков в механизмах
подъема с многослойной навивкой каната применяют также кривошипные,
кулачковые и эксцентриковые канатоукладчики.
При большой грузоподъемности крана вследствие значительного увеличения
натяжения каната и его диаметра выбор механизма подъема с многослойной
навивкой связан со значительными конструктивными трудностями. В этом
случае находят применение механизмы подъема с фрикционными
цилиндрическими барабанами, которые рассмотрены в гл. 1.
При значительной высоте подъема для увеличения производительности крана
необходимо увеличивать скорость опускания груза по сравнению со
скоростью подъема груза. В то же время в некоторых кранах, например
монтажных, скорость в момент посадки груза должна быть весьма малой. В
таких случаях механизмы подъема
должны иметь несколько устойчивых (фиксированных) скоростей подъема и
опускания груза. Для кранов, предназначенных для выполнения работ,
требующих точности и осторожности при посадке груза, наличие механизма
подъема с соответствующими малыми скоростями регламентируется правилами
Госгортехнадзора.
Несколько скоростей подъема и опускания можно получить или применив
привод, обеспечивающий работу приводного двигателя с несколькими
скоростями или специальными механизмами подъема. Рассмотрим некоторые
специальные механизмы подъема, позволяющие получить разные скорости.