СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Автомобильный двигатель ЗИЛ-130 (А. М. Кригер) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  ..

 

 

Глава V. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ. ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ СЕРДЦЕВИНЫ РАДИАТОРА ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

 



Система охлаждения должна поддерживать заданный температурный режим двигателя в самых тяжелых условиях эксплуатации при максимально возможной температуре окружающего воздуха.

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130 должна нормально работать при температуре окружающего воздуха 50° С. Допускается повышение температуры охлаждающей жидкости до 119° С, что возможно при закрытой системе охлаждения, находящейся под давлением 1 кгс/см2.

Количество тепла, рассеиваемое радиатором, зависит от его конструкции, параметров вентилятора, условий входа воздуха в радиатор и выхода его из подкапотного пространства.

При выборе конструкции радиатора руководствовались тепловыми и прочностными параметрами радиаторов различных типов. Исследования, проведенные в НАМИ, показали, что трубчатоленточные радиаторы характеризуются наибольшим теплосъемом с единицы массы сердцевины по сравнению с радиаторами других типов. Это можно объяснить высоким коэффициентом оребрения, обусловленным большими расстояниями между трубками по фронту радиатора (14 мм вместо 9,5 мм у трубчато-пластинчатых радиаторов) и малыми расстояниями между ребрами. Однако вследствие значительных расстояний между трубками по фронту радиатора необходимо для оребрения использовать материалы с большим коэффициентом теплопроводности, чтобы обеспечить

температуру ребра, наиболее близкую к температуре стенки трубки. По этой же причине должно быть повышено качество пайки охлаждающих ребер к трубкам.

К преимуществам трубчато-ленточного радиатора следует отнести возможность использования оребрения специальной формы, создающего турбулентное движение потока воздуха (рис. 92). На охлаждающих лентах радиаторов 3IIJI сделаны вы-давки пирамидальной формы (рис. 93).

 

На рис. 94, с и б приведены сечения охлаждающих трубок трубчато-пластинчатого и трубчато-ленточного радиаторов. Длина поперечного сечения трубки уменьшена для повышения прочности радиатора, так как внутреннее давление может достигать 1 кгс/см2. Прочность трубчато-пластинчатых радиаторов обусловливается жесткой связью охлаждающих пластин с трубками посредством пайки почти по всему периметру сечения трубок. В трубчатоленточном радиаторе контакт трубок с лентами достигается сжатием пакета до состояния, когда выпуклые трубки спрямляются, после чего производится пайка.

 

Трубки радиатора ЗИЛ-130 изготовляются из томпака Л90, который устойчив против межкристаллическон коррозии и отвечает требованиям технологии изготовления трубок в массовом производстве.

Для производства трубчато-ленточиых радиаторов требуются несложные приспособления при прокатке охлаждающих лепт и сравнительно простые механизмы для сборки сердцевин радиаторов.

 

 

 

 

Рис. 92. Охлаждающий элемент трубчато-ленточного радиатора

 

 

 

 

Рис. 93. Охлаждающая пластина радиатора (лента); материал—медь М3 толщиной 0,08 мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  ..