Масляный насос двухсекционный, шестеренчатого типа (фиг. 22)
установлен в нижнем картере двигателя.
Корпус насоса состоит из двух отдельных частей —
нижней 7, служащей корпусом для шестерен нижней секции, и верхней 15 для
шестерен верхней секции насоса.
Шестерни насоса выполнены с прямым зубом. Ведущие шестерни обеих секций
насоса закреплены на общем валу 14 шпонками 11у кроме того, шестерня
верхней секции фиксируется от перемещений вдоль оси стопорным кольцом 9.
На верхнем конце вала 14 штифтом закреплена винтовая шестерня 16,
которая, входя в зацепление с шестерней на распределительном валу,
приводит в действие масляный насос. На валиках 35, запрессованных в
нижнюю и верхнюю части корпусов, свободно вращаются в своих втулках
ведомые шестерни. Нижняя секция насоса отделена от верхней пластиной 34.
Между фланцами корпусов и пластиной для регулирования зазора от торцов
шестерен до корпуса ставятся регулировочные прокладки 8 (одна толщиной
0,12 мм или 0,17 мм, или две по 0,12 мм). Нижняя и верхняя части корпуса
соединены болтами.
К фланцу корпуса нижней секции насоса привернут тремя болтами колпак
маслоприемника 5, не допускающий засасывания насосом воздуха при
вспенивании масла.
Цилиндрическая обечайка с приваренным к ней сетчатым фильтром 4
маслоприемника зажимается между колпаком и крышкой 3 маслоприемника,
которая болтом 1 притягивается к корпусу нижней секции насоса.
Крепится насос в специальном гнезде блока фланцем, имеющимся на корпусе
верхней секции насоса, при помощи двух болтов.