Масляные фильтры грубой и тонкой очистки масла
конструктивно выполнены в одном литом корпусе из серого чугуна (фиг.
23).
Фильтрующий элемент фильтра грубой очистки масла (фиг. 24) помещается в
общем корпусе масляных фильтров 2 (фиг. 23) и смонтирован на собственной
крышке 9 (фиг. 24).
Фильтрующий элемент представляет собой цилиндр, набранный на валике 8
(фиг. 24) из 170—180 стальных фильтрующих пластин 10 толщиной 0,32—0,35
мм, между которыми находятся промежуточные пластины 12 толщиной
0,10—0,12 мм в форме звездочек. Набор пластин зажимается с обеих сторон
между шайбами 3 и 4 и закрепляется гайкой 15 с замочной шайбой.
Пластинчатый элемент фильтра прижимается к крышке корпуса опорным
кольцом 1, закрепленным гайками на трех шпильках 2. Одновременно эти же
гайки крепят крышку фильтрующего элемента 14, имеющую отверстие 16 для
выхода очищенного масла.
В зазор между фильтрующими пластинами 10 входят очищающие пластины 11
толщиной 0,05—0,06 мм, которые насажены на шпильке 13, закрепленной
неподвижно в крышке корпуса. Зазор между фильтрующими пластинами
очищается поворотом рукоятки 7, одновременно с которой поворачивается и
валик 8 с собранным на нем фильтрующим элементом. Уплотнение валика 8 в
крышке корпуса осуществляется сальником 5 из маслостойкой
резины, который подтягивается гайкой 6. При установке фильтрующего
элемента его нижняя крышка 14 своей концевой цилиндрической частью
плотно входит в канал корпуса.
Масло, поступающее из насоса в фильтр грубой очистки, проходит в зазоры
между фильтрующими пластинами и попадает в каналы внутри пластинчатого
элемента, образованные отверстиями в пластинах. Далее масло проходит в
отверстия в нижних шайбах 3 и 4 и через отверстие 16 поступает в канал
корпуса, соединенный с масляной магистралью.
В случаях засорения фильтра грубой очистки масла он автоматически
выключается, а масло, подаваемое насосом, открывает перепускной
шариковый клапан (фиг. 23) в корпусе и, минуя фильтр, поступает
непосредственно в главную магистраль. Открытие перепускного клапана
происходит при перепаде давления
0,4 кг/см2.
Фильтр тонкой очистки масла имеет сменный картонный фильтрующий элемент
(фиг. 25) щелевого принципа фильтрации К
Фильтрующий элемент помещен в корпусе (фиг. 23), который сверху
закрывается литой крышкой, прикрепленной к нему болтами. Для уплотнения
между корпусом и крышкой проложена паронитовая прокладка.
Положение фильтрующего элемента в корпусе определяется центральной
трубкой в дне корпуса 2 и осью в ею крышке, а в вертикальном направлении
— двумя нажимными пружинами 5. Центральная трубка 11 запрессована в
расточку выходного канала в дне корпуса и имеет калиброванное отверстие
диаметром 1,5 мм.
Фильтрующий элемент АСФО-1 имеет размеры: высота —
200 мм, наружный диаметр 116 мм и состоит из набора чередующихся между
собой картонных пластин 9 (фиг. 25) и прокладок 5, зажатых тремя
стяжками 6 между крышками 5 и 10. В обеих крышках установлены
уплотнительные кольца 2. Прокладки 8
имеют шесть секторных вырезов и радиальные канавки в перемычках, а
пластины 9—шесть вырезов по периметру В фильтрующем элементе прокладки 8
ставятся между пластинами 9 так, чтобы сторона с радиальными канавками
была обращена вверх.
Центральные отверстия пластин 9 в собранном элементе образуют
вертикальный канал. Верхняя чашка 3 уплотнительного кольца 2 имеет шесть
отверстий диаметром 1 мм, а верхняя крышка 5 — перепускное отверстие 4У
через которое происходит циркуляция масла, в результате чего снижается
скорость прохождения его между пластинами и прокладками фильтрующего
элемента, улучшается очистка и увеличивается прогревание масла во время
нахождения в фильтре, что особенно важно при работе в зимнее время.
Работа фильтра тонкой очистки заключается в следующем: масло пройдя
фильтр грубой очистки, направляется в главную магистраль, часть же
проходит по каналу и заполняет полость корпуса фильтра тонкой очистки.
Здесь некоторая доля масла через перепускное отверстие попадает непосредственно во
внутренний вертикальный канал фильтрующего элемента, а остальное
поступает
в полости, образованные отверстиями прокладок 8 и пластин 9. Из этих
полостей масло постепенно просачивается между пластинами и прокладками в
радиальные каналы в перемычках прокладок и по ним поступает также во
внутренний
вертикальный канал элемента. При этом происходит фильтрация масла.
Из внутреннего канала через калиброванное отверстие в центральной трубке
11 (фиг. 23) масло через выходной канал в корпусе сливается в картер.
Калиброванное отверстие сделано малого сечения для того, чтобы не
снижалось давление в главной магистрали в случаях повреждения
фильтрующего элемента.
Периодическая смена загрязненного фильтрующего
элемента и одновременный с этим спуск отстоя через спускную пробку 14
увеличивает сроки работы масла в двигателе.