Система смазки двигателя ЗИС-124

  Главная      Автомобили - ЗИС     Автобус ЗИС-155. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1952 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Система смазки двигателя ЗИС-124

Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, поршневые пальцы, промежуточный валик привода распределителя зажигания и шестерни привода распределительного вала. Все остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием или путем подвода смазки самотеком.

Система смазки состоит из следующих узлов: двойною1 масляного насоса с маслоприемником, фильтров грубой и тонкой очистки, системы трубопроводов, датчика электрического манометра, редукционного клапана, маслоналивного патрубка и маслоизмери-теля для контроля уровня масла в нижнем картере двигателя.

Картер двигателя вентилируется. Схема кругооборота масла в системе смазки представлена на фиг. 19.

Во время работы двигателя масло из нижнего картера, через сетчатый фильтр маслоприемника 1 засасывается нижней секцией

шестеренчатого масляною насоса 2 и нагнетается по каналу блока в масляный фильтр грубой очистки, который включен последовательно между насосом и главной магистралью и, таким образом, пропускает все масло, подаваемое насосом.

 

 

Фиг. 19. Схема смазки двигателя:
1 — фильтр маслоприемника; 2 — масляный насос; 3 — главная магистраль; 4 — редукционный клапан; 5 — масляный фильтр; 6—вал привода распределителя зажигания; 7— канал для смазки толкателя; 8 — масляный радиатор; 9 — трубка подвода масла к масляному радиатору; 10— трубка отвода масла из масляного радиатора; 11 — кран масляного радиатора; 12 — перепускной клапан
масляного насоса.

 

 



Пройдя фильтр грубой очистки, масло поступает в главную распределительную магистраль 3. Масляный фильтр тонкой очистки включен параллельно основной магистрали между фильтром грубой очистки и картером. Часть масла (от 3 до 5%) проходит фильтр тонкой очистки и далее стекает в картер.

Главная "распределительная магистраль по просверленным ка* налам блока, питает маслом все коренные подшипники коленчатого вала.

От коренных подшипников по косым каналам в коленчатом валу масло подводится к шатунным подшипникам и по каналам в теле шатунов поступает в верхние головки для смазки поршневых пальцев.

Из канала среднего коренного подшипника масло подводится для смазки валика привода распределителя зажигания. Для смазки шестерен привода распределительного вала масло поступает из главной магистрали, пройдя расположенный в крышке шестерен распределения редукционный клапан 4 и через отверстие подается на зубья шестерен, а с них стекает в нижний картер.

Редукционный клапан регулируется заводом на давление от 3 до 4 кг!см2, он предохраняет масляную систему от чрезмерного повышения давления.

Ко всем остальным трущимся деталям двигателя — цилиндрам, кулачкам распределительного вала, толкателям, — масло подается разбрызгиванием и самотеком.

Дополнительная струя масла попадает на правые наиболее нагруженные стороны зеркала цилиндров из отверстий в нижних головках шатунов при совпадении этих отверстий с масляными каналами коленчатого вала; при этом часть масла попадает также на кулачки распределительного вала.

Смазка толкателей осуществляется из специальных карманов в направляющих, куда собирается масло, стекающее со стенок клапанных коробок, и по каналам 7 поступает к толкателям.

Для поддержания при напряженном режиме работы двигателя нормальной температуры (70—90° С) в системе смазки установлен масляный радиатор 8. Последний крепится впереди радиатора водяного охлаждения в верхней части. Циркуляция масла осуществляется верхней секцией шестеренчатого масляного насоса 2, которая работает одновременно с основной нижней секцией.

Масло из верхних слоев масляной ванны нижнего картера засасывается через патрубок и нагнетается по трубопроводу 9 в масляный радиатор 8.

Пройдя масляный радиатор, охлажденное масло сливается обратно в нижний картер по трубопроводу 10.

 

Потребность в дополнительном охлаждении масла при помощи масляного радиатора появляется при температурах наружного воздуха выше + 10° С. В условиях эксплуатации при низких температурах наружного воздуха охлаждение масла не только нежелательно, но даже вредно. Поэтому на нагнетательной линии от насоса к масляному радиатору установлен кран 11, которым регулируется количество масла, поступающего в масляный радиатор, или совсем прекращается его доступ, т. е. радиатор отключается от масляной системы двигателя. ^

Когда радиатор отключен, а насос продолжает работать, шаровой клапан на нагнетательной линии в корпусе масляного насоса под действием избыточного давления масла открывается, и масло сливается в картер.

Масло в картер двигателя заливается через маслоналивную трубу (фиг. 20), которая крепится болтами на фланце с левой стороны блока. Маслоналивная труба имеет герметически закрывающуюся крышку и снабжена специальным масляным фильтром воздуха, служащим для целей вентиляции картера. Справа от маслоналивной трубы установлен маслоизмеритель, имеющий в нижней части своего стержня три метки: 4/4, 2/4 и 0.

Уровень масла в картере двигателя должен соответствовать метке 4/4 на маслоизмерителе.

Количество и сорт заливаемого в двигатель масла указывается в карте смазки (Приложение 1).

Давление масла в системе смазки контролируется по манометру, установленному на щитке приборов в кабине водителя, датчик которого включен в главную магистраль масляной системы и крепится на левой стороне блока. Описание и работа прибора дается в разделе «Электрооборудование и приборы».

Вентиляция картера двигателя в основном служит для предотвращения возможности просачивания смазки через сальники и прокладки при повышении давления в полости нижнего картера в случаях попадания в картер продуктов сгорания через неплотности поршневых колец.

Одновременно с этим вентиляция картера способствует сохранению первоначальных свойств смазочного масла, предохраняя его от разжижения несгоревшими частицами бензина и от старения под влиянием высоких температур выпускных газов.

 

 

 

 

Схема вентиляции картера двигателя ЗИС-124

Схема вентиляции картера двигателя дана на фиг. 21.

Полость картера сообщается через клапанную коробку 1 и вентиляционную трубку 2 с воздушным фильтром 3 карбюратора, а через воздушный фильтр 6 маслоналивной трубы с атмосферой. Вследствие разрежения в полости воздушного фильтра во время работы двигателя, воздух и попавшие с ним продукты сгорания отсасываются в цилиндры, на их место поступает свежий воздух через воздушный фильтр 6 маслоналивной трубы.
 

 

 

 

 

Фиг. 20. Маслоналивная труба с фильтром воздуха:
1 — основание фильтра; 2 — винт стяжки; 3 — корпус фильтра; 4 — фильтрующий элемент; 5 — крышка корпуса фильтра;
6 — гайка зажима крышки; 7 — крышка маслоналивной ropлoвины; 8 — маслоналивная труба с горловиной; 9 — затяжная цепочка крышки;  10 — прокладка фильтра.

 

 

 

 

Фиг. 21. Схема вентиляции картера двигателя:
1 —клапанная коробка; 2—вентиляционная трубка картера;
3 — воздушный фильтр карбюратора; 4 — карбюратор; 5 — впускной трубопровод; 5 —воздушный фильтр; 7 — маслозаливная труба

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..