ПРОВЕРКА НАТЯЖЕНИЯ ПРИВОДНЫХ РЕМНЕЙ АГРЕГАТОВ
ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
На двигателе ЗИЛ-130 агрегаты (водяной насос с вентилятором, генератор,
насос гидроусилителя рулевого управления и компрессор) приводятся в
движение приводными клиновидными ремнями от шкива 1 (рис. 7) коленчатого
вала, причем шкив 6 водяного насоса с вентилятором вращается от двух
ремней. Один ремень, идущий на шкив 8 насоса гидроусилителя, охватывает
шкив водяного насоса с одной стороны; второй ремень, идущий на шкив 4
генератора, также охватывает шкив водяного насоса, но с противоположной
стороны.
Шкив 5 компрессора приводится во вращение ремнем от шкива водяного
насоса.
На двигателе ЗИЛ-131 шкив вентилятора выполнен отдельно от шкива
водяного насоса. Ступица шкива в сборе с вентилятором установлена на
подшипниках, смонтированных на коние вала водяного насоса. Вентилятор
приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала и
одновременно вращает шкив генератора. Такая конструкция привода
вентилятора позволяет при преодолении автомобилем глубоких бродов
прекращать вращение вентилятора ослаблением приводного ремня, не
останавливая вращения водяного насоса, компрессора и насоса
гидроусилителя рулевого управления.
Натяжение ремней необходимо поддерживать в определенных пределах. Если
ремень натянут слабо, то это вызывает про-скальзывание и износ ремня,
уменьшается число оборотов вентилятора, крыльчатки водяного насоса,
якоря генератора, вала компрессора и насоса гидроусилителя рулевого
управления, что приводит к ухудшению охлаждения двигателя, снижению
отдачи тока генератором, снижению отдачи сжатого воздуха компрессором и
уменьшению производительности насоса гидроусилителя. Чрезмерное
натяжение ремня также недопустимо, так как оно сокращает срок службы
подшипников агрегатов, устанавливаемых на двигателе, и приводит к
быстрому износу рем-ня. Проверять натяжение ремней необходимо при
ежедневном осмотре и техническом обслуживании автомобиля.
Регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя рулевого
управления. Для натяжения ремня необходимо ослабить ключом 19X17 мм
болты 9 (см. рис. 7) крепления натяжного кронштейна 7 и, смещая
гидравлический насос в противоположную сторону от вентилятора, добиться
нормального натяжения ремня (смещение гидравлического насоса происходит
за счет прорезей в натяжном кронштейне), затем завернуть гайки крепления
натяжного кронштейна и проверить
натяжение ремня. Способ проверки натяжения ремня показан на рис. 8, а с
применением приспособления, которое показывает величину усилия,
прикладываемого к ремню, и величину прогиба ремня. Натяжение ремня
считается нормальным, если при приложении усилия 4 кГ прогиб его на
середине составит
8—14 мм.
Регулировка натяжения ремня привода генератора. Для регулировки
натяжения ремня необходимо ослабить ключом 19X17 мм гайку 2 (см. рис. 7)
крепления генератора к планке
3 и, смещая генератор в нужном направлении, добиться нормального
натяжения ремня, после чего завернуть гайку крепления генератора и еще
раз проверить натяжение ремня. При приложении усилия 4 кГ к ремню на
середине участка прогиб должен быть равен 8—14 мм. Способ проверки
показан на рис. 8, а.
Для регулировки натяжения ремня привода расшплинтовы-вают стопорный болт
4 (рис. 8, б) и отвертывают его. Затем, навертывая регулировочную муфту
2 ключом 3 по резьбе обода шкива 1, уменьшают величину зева шкива и тем
самым перемещают ремень привода на больший диаметр шкива.
Натяжение ремня считается нормальным, если при приложении усилия 4 кГ
прогиб его на середине составит 5—8 мм (см. рис. 7). Способ проверки
натяжения показан на рис. 8, б.
Закончив регулировку, надо завернуть стопорный болт 4 и зашплинтовать
его.
Рис. 7. Установка приводных ремней на двигателе
Рис. 8. Способ проверки натяжения приводных ремней:
а — натяжение ремня насоса гидроусилителя; б — натяжение ремня
компрессора