РЕГУЛИРОВКА ОГРАНИЧИТЕЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО ЧИСЛА
ОБОРОТОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
Ограничение максимального числа оборотов коленчатого вала двигателя
осуществляется двумя механизмами: центробежным датчиком, получающим
вращение от распределительного вала двигателя, и механизмом с
диафрагменным приводом (исполнительным механизмом), который воздействует
на дроссели карбюратора-
На рис. 16 представлена схема работы и установки приборов ограничителя
максимальных оборотов коленчатого вала двигателя. Ознакомившись со
схемой, можно легко разобраться в регулировке ограничителя оборотов
двигателя.
9 и 10 с диафрагменным механизмом 14, прикрепленным к корпусу
смесительных камер карбюратора 25, причем диафрагма
15 (см. рис. 16,а) через шток 19, рычаг 18 и валик с шарниром 23 связана
с рычагом 24 привода дросселей 22. Полость 17 диафрагменного механизма
сообщается через отверстие 13 с воздушной горловиной 12 карбюратора.
При работе двигателя из смесительной камеры через жиклеры 20 и 21
передается разрежение, под действием которого из воздушной горловины 12
карбюратора через отверстие 11 начинает поступать воздух. Воздух
проходит через трубопровод 9, соединяющий крышку диафрагменного
механизма с централь-
ним отверстием корпуса центробежного датчика, через канал 1 в оси ротора
4, отверстие 8 в седле клапана 7 и трубопровод 10, соединяющий боковое
отверстие корпуса датчика с воздушной горловиной карбюратора.
Создаваемое при этом разрежение в полости над диафрагмой 15 имеет
небольшую величину, и ось с шарниром 23 дросселей свободно
поворачивается в сторону открытия под действием пружины 16. В случае
превышения определенного числа оборотов, на которое отрегулирован
центробежный датчик, клапан 7 под действием центробежной силы
преодолевает натяжение пружины 5 и перекрывает отверстие 8, тем самым
прекращая доступ воздуха из воздушной горловины в полость над диафрагмой
15. Разрежение в этот момент из смесительной камеры через жиклеры 20 и
21 полностью передается в пространство над диафрагмой и создает силу,
которая тянет диафрагму 15 и шток 19 вверх, преодолевает натяжение
пружины 16 и поворачивает рычаг 18 вместе с осью дросселей 22, прикрывая
дроссели. При этом поворот оси с дросселями в сторону их прикрытия
получается за счет срабатывания шарнира 23, имеющего конструктивные
зазоры. Рычаг 24 с осью привода в этом случае остается неподвижным.
При прикрытии дросселей уменьшается поступление рабочей смеси в цилиндры
двигателя, в результате чего двигатель не превышает заданных оборотов.
Регулируют в основном центробежный датчик, который настраивает
завод-изготовитель на заданное максимальное число оборотов.
В процессе эксплуатации пружина 5 клапана центробежного датчика частично
теряет свою упругость, и ограничитель срабатывает при меньшем числе
оборотов двигателя; при этом максимальная скорость автомобиля снижается.
При наличии ремонтных мастерских можно организовать проверку и
регулировку центробежного датчика, имея несложное оборудование; при этом
корпус датчика соединяют с диафрагменным механизмом по схеме,
аналогичной той, которая показана на рис. 16.
Для проверки и регулировки ротор 4 проверяемого датчика устанавливают в
приспособление и соединяют ось 6 ротора с валом привода
электродвигателя. При вращении ротора число оборотов замеряют по
тахометру, а разрежение создается вакуумным насосом.
Момент срабатывания центробежного датчика фиксируется загорающейся
лампочкой, включенной в электрическую цепь, подсоединенную к
диафрагменному механизму от аккумуляторной батареи.
При отклонении показаний отвертывают пробку 3 и регулируют ротор датчика
регулировочным винтом 2, вращая его отверткой и тем самым изменяя
натяжение пружины 5. Это один способ проверки и регулировки
центробежного датчика.
Рис. 16. Схема (а) работы ограничителя максимальных
оборотов коленчатого вала двигателя и установка (б) приборов
ограничителя на двигателе