Амортизаторы лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

Амортизаторы лесовоза МАЗ-501


Амортизаторы служат для гашения колебаний рамы автомобиля, возникающих в результате деформации упругих элементов подвески, и обеспечения большей плавности хода автомобиля.

Амортизаторы гидравлические, поршневые, двустороннего действия. При относительных перемещениях рамы и моста автомобиля жидкость, залитая в корпус амортизатора, перегоняется из одной полости в другую через каналы. Клапаны в каналах создают искусственное сопротивление перетекающей жидкости.

Полное перемещение рамы и моста состоит из хода сжатия рессоры, при котором сближаются рама и мост, и хода отдачи рессоры, при котором рама и мост расходятся.

Сопротивление амортизатора при ходе сжатия меньше, чем при ходе отдачи, что уменьшает передачу толчков на раму автомобиля. Таким образом, амортизатор, оказывая незначительное сопротивление прогибу рессоры при наезде на препятствие, гасит возникшие при этом колебания рессоры.

Амортизатор прикреплен двумя болтами к стенке продольной балки рамы, а рычаг его соединен с балкой переднего моста с помощью тяги.

Устройство амортизатора показано на фиг. 87.

Корпус амортизатора отлит из серого чугуна. В корпусе помещены два поршня, расположенные на одной оси. Поршни соединены между собой винтами  и пружинами, с помощью которых они постоянно прижимаются через запрессованные в них сухари к цилиндрической поверхности кулачка валика амортизатора, что обеспечивает постоянный контакт и уменьшает износ при зазорах. Кулачок и рычаг амортизатора сидят на валике амортизатора на мелких остроугольных шлицах. Валик установлен на двух бронзовых втулках, запрессованных в картер.

Работа амортизатора показана на фиг. 88—91.

Правая полость Б цилиндра работает, во время хода сжатия, левая А — во время хода отдачи. Цилиндры соединены каналами, сделанными в картере амортизатора, каналы перекрыты клапанами 4сжатия и отдачи.

Обе полости цилиндров сообщаются с внутренней поверхностью корпуса амортизатора через обратные клапаны, имеющиеся в поршнях. Все клапаны в каналах и поршнях одностороннего действия, т. е. пропускают жидкость только в одну сторону.

Клапан поршня пластинчатый, прижимается к седлу в дне поршня конической пружиной. Клапан пропускает жидкость из корпуса в цилиндр и не пропускает ее в другом направлении. Клапаны сжатия и отдачи тарельчатые, с помощью пружин прижимаются к седлам, выполненным в виде фасок на выходе каналов.

 

 

 

 

 

Фиг. 87. Амортизатор:
1 — обойма сальника; 2 — сальник; 3 — корпус амортизатора; 4 — валик амортизатора;
5 — прокладка; 6 — шайба стержня; 7 — клапан сжатия; 8 — пробка клапана; 9 — клапан отдачи; 10 — пружина; II — кулачок амортизатора; 12 — поршень; 13 — прокладка
пробки; 14 — пробка.

 

 

 

 

Клапан сжатия имеет две пружины: наружную из толстой проволоки и внутреннюю из тонкой проволоки: внутренняя пружина вступает в действие после некоторого открытия клапана. Клапан отдачи имеет одну пружину из толстой проволоки. Впереди тарелки клапана сделана втулка с прямоугольным окном в стенке. Когда клапан открывается, жидкость входит внутрь втулки и через прямоугольное окно поступает в щель под тарелку клапана.

Во время сжатия рессоры поршни амортизатора двигаются назад по ходу автомобиля и перегоняют жидкость из заднего цилиндра в передний через канал с клапаном сжатия.

При медленном движении поршней клапан сжимает только внутреннюю, слабую пружину и открывается на небольшую величину. При более быстром движении поршней давление жидкости возрастает и клапан, сжимая наружную, сильную пружину, открывается на большую величину, вследствие чего сечение для прохода жидкости увеличивается.

Во время отдачи рессоры поршни амортизатора перемещаются вперед по ходу автомобиля и перегоняют жидкость) из переднего цилиндра в задний через канал с клапаном отдачи.

Когда поршень движется более быстро, пружина клапана отдачи резко сжимается, клапан удаляется от седла и сечение для прохода жидкости резко увеличивается.
 

Для заливки жидкости в верхней части корпуса амортизатора имеется отверстие, закрываемое пробкой.

Правый и левый амортизаторы состоят из одинаковых деталей и различаются между собой установкой рычага на шлицы валика, а также клапанов в каналы. Рычаг должен быть направлен назад по ходу автомобиля; у правого амортизатора в верхний канал картера ставят клапан отдачи рессоры, а в нижний канал — клапан сжатия рессоры; у левого амортизатора клапаны устанавливают наоборот.

В амортизаторы заливают специальную жидкость для амортизаторов или смесь, состоящую из 40,% трансформаторного масла .(ГОСТ 982-56) и 60% турбинного масла 22 (ГОСТ 32-53).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..