Регулировка и ремонт главной передачи лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

 

Регулировка и ремонт главной передачи лесовоза МАЗ-501


Регулировку и ремонт главной передачи удобнее производить, сняв ее с автомобиля.

После снятия главной передачи с автомобиля и частичной разборки ее надо осмотреть состояние зубьев всех шестерен.

- При износе поверхности зубьев более чем на 0,5 мм при значительном поверхностном выкрашивании зубьев и наличии трещин на их поверхности, а также при сколах зубьев шестерни следует заменить.

Если необходимо заменить одну коническую шестерню главной передачи, нужно заменить и вторую шестерню. Эти шестерни поставляют в запасные части парами, предварительно притирая их

При удовлетворительном состоянии поверхности зубьев шестерен надо проверить, нет ли зазора или качания в креплении венца ведомой конической шестерни на фланце вала ведущей цилиндрической шестерни.

В случае ослабления соединения венца конической шестерни с фланцем необходимо вынуть из главной передачи цилиндрическую ведущую шестерню в сборе с венцом конической шестерни и восстановить плотность их соединения, как это указано в разделе «Неисправности главной передачи».

Следует помнить, что зазоры и зацепление пары цилиндрических шестерен не регулируют; зазоры в зацеплении конических шестерен также не регулируют, так как удовлетворительный контакт зубьев
конических шестерен получается только при одном их взаимном; положении (теоретическом), в котором шестерни обрабатываются на зуборезных станках; в этом положении шестерни могут работать, бесшумно при значительно увеличенном боковом зазоре вследствие износа, после чего требуется их смена.

Регулировкой подшипников и зацепления конических шестерен должны компенсироваться: износ подшипников, осадка гнезд под подшипники, смятие регулировочных прокладок, вытяжка резьб* болтов и шпилек, крепежных деталей подшипников и износ шайб у шестерен дифференциалов.

Для правильного зацепления цилиндрических шестерен нужно своевременно подтягивать шпильки крепления крышек подшипников дифференциала и заменять изношенные подшипники. Пользуясь ломиком и индикатором, надо проверить, есть ли осевой зазор у конических роликоподшипников валов конических шестерен главной передачи. При отсутствии зазоров следует проверить зацепление зубьев шестерен. Если в конических роликоподшипниках есть осевой зазор или если нужно заменить шестерни, следует частично-или полностью разобрать главную передачу. При разборке в первую очередь следует снять ведомую цилиндрическую шестерню вместе с корпусом дифференциала, а затем корпус подшипников ведущей конической шестерни вместе с шестерней.

При регулировке конических роликоподшипников главной передачи сборку вначале производят так, чтобы подшипники имели небольшой осевой зазор, при этом под правую крышку подшипника-вала цилиндрической шестерни ставят набор из бумажной и металлических прокладок толщиной 1,6 мм. С помощью индикатора измеряют величину осевого перемещения вала, прибавляют к этой: величине 0,05 мм и на указанную сумму уменьшают толщину регулировочных прокладок под левой крышкой или регулировочного кольца в зависимости от того, какие подшипники регулируют.

После окончательной затяжки гаек шпилек крепления крышек подшипников вала цилиндрической ведущей шестерни и гайки на хвостовике конической ведущей шестерни нужно проверить вращение шестерен рукой. При поворачивании не должен ощущаться осевой зазор и заедание в отдельных местах; шестерни должны вращаться относительно туго, с самоторможением.

Величина крутящего момента, необходимого для вращения конической ведущей шестерни, должна быть в пределах 0,1—0,2 кгм7 а для вращения цилиндрической ведущей шестерни — в пределах 0,35—0,5 кг м.

При наличии динамометрических ключей рекомендуется производить регулировку предварительного натяга подшипников, учитывая величину моментов (приведеных выше), необходимых для провертывания шестерен. Следует иметь в виду, что вследствие неправильной подтяжки подшипников могут выйти из строя не только подшипники, но и шестерни.

Регулировка зацепления конических шестерен главной передач» заключается в установлении правильного пятна контакта зубьев

и бокового зазора между зубьями, равного для новых шестерен 0,24—0,48 мм.

При регулировке шестерен, зубья которых изношены, в основном следует руководствоваться пятном контакта, так как боковой зазор между зубьями должен быть больше на величину износа поверхности зубьев.

Шестерни регулируют изменением положений ведомой конической шестерни относительно ведущей, путем увеличения или уменьшения числа прокладок под корпусом подшипников ведущей шестерни и перестановкой прокладок с одной стороны на другую под крышками подшипников ведомой шестерни; в последнем случае достигается изменение расположения венца шестерни с сохранением отрегулированного предварительного натяга подшипников.

Для определения пятна контакта на зубья ведущей шестерни надо нанести тонкий слой краски (берлинской лазури), затем, притормаживая ведомую шестерню, 'повернуть ведущую шестерню в обе стороны.

При правильном зацеплении пятно контакта на обеих сторонах зуба ведомой шестерни должно быть расположено ближе к узкому концу зуба. Пятно не должно выходить на конец и на края зуба; на стороне заднего хода допускается пятно меньшего размера.

Если шестерни работали продолжительное время, пятно может распространяться на всю длину зуба.

Нельзя допускать, чтобы пятно смещалось к широкому концу зуба.

Боковой зазор в зубьях конических шестерен может быть определен при покачивании фланца крепления карданною шарнира. Для измерения рекомендуется применять индикатор. Измерять зазор следует на радиусе, соответствующем радиусу середины зуба ведущей шестерни.

При осмотре дифференциала в сборе с цилиндрической ведомой шестерней надо проверить, нет ли заеданий при вращении сателлитов и полуосевых шестерен и через окна в корпусе дифференциала установить толщину опорных шайб под торцами шестерен. Допустимая толщина изношенных опорных шайб сателлитов равна 1Г0 мм, шайб полуосевых шестерен 1,2 мм.

Если толщина опорных шайб меньше допустимой или наблюдается заедание шестерен, дифференциал следует разобрать.

Перед разборкой нужно пометить взаимное расположение цилиндрической шестерни и чашек корпуса дифференциала.

Чашки корпуса дифференциала обрабатывают комплектно, а поэтому их нельзя комплектовать с чашками других дифференциалов.

Сначала нужно срубить головки заклепок, соединяющих чашки корпуса дифференциала, и осторожно высверлить заклепки. После этого надо разобрать дифференциал и рассмотреть, нет ли задиров на цапфах крестовины и шейках полуосевых шестерен. При задирах или большом износе опорных шайб, цапф крестовины, посадочных отверстий и зубьев шестерен изношенные и поврежденные де-

тали следует заменить. Опорные шайбы сателлитов, опорные шайбы полуосевых шестерен, сателлиты, полуосевые шестерни нужно заменять полным комплектом по каждому виду детали.

При сборке дифференциала нужно подбирать опорные шайбы, сателлиты и полуосевые шестерни таким образом, чтобы зазор между торцовой плоскостью полуосевой шестерни и опорной шайбой, прижатой к стенке чашки дифференциала, находился в пределах 0,5—1,3 мм. При измерении зазора в четырех местах (через все четыре окна), на каждой стороне корпуса дифференциала, разность величин зазоров не должна быть более 0,35 мм.

Зазоры проверяют, когда сателлиты сдвинуты к опорным шайбам до отказа, а полуосевая шестерня находится в беззазорном зацеплении с. сателлитами. Перед проверкой следует провернуть полу-осевую шестерню на 1,5—2,5 оборота.

Перед установкой главной передачи на место надо убедиться в исправности сальников полуосей, запрессованных в концы кожухов полуосей изнутри картера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..