Устройство раздаточной коробки лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  .. 

 

 

Устройство раздаточной коробки лесовоза МАЗ-501 часть 2

 



Основным отличием раздаточной коробки лесовозного автомобиля МАЗ-501 от других известных раздаточных коробок является наличие межосевого дифференциала.

Межосевой дифференциал служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля пропорционально сцепным весам, приходящимся на эти мосты, и получения равномерного, постоянного тягового усилия на всех колесах.

Раздаточная коробка установлена в литом разъемном картере.

Для уменьшения шума при работе шестерни раздаточной коробки (кроме шестерен дифференциала) имеют косые зубья. Все шестерни раздаточной коробки выполнены из стали ЗОХГТ и подвергнуты цементации.

Первичный и промежуточный валы раздаточной коробки вращаются в двух конических роликоподшипниках. Наружные кольца передних конических подшипников установлены в картере раздаточной коробки, а наружные кольца задних подшипников — в крышке картера. Внутренние кольца подшипников первичного вала напрессованы на вал и через шайбы прижимаются к буртикам вала. На промежуточном валу внутренние кольца подшипников упираются непосредственно в торцы шестерен.

Передний подшипник первичного вала закрыт крышкой, в которой размещается сальник, защищенный грязеотражателем, приваренным к фланцу карданного вала. Остальные подшипники также

закрыты крышками. Под всеми крышками установлены регулировочные прокладки.

На переднем конце первичного вала на шлицах установлен фланец, который соединен с фланцем шарнира карданного вала, идущего от коробки передач.

 

 

Фланец закреплен с помощью корончатой гайки, которая через шайбу прижимает фланец к торцу внутреннего кольца роликового конического подшипника.

С другой стороны первичного вала внутреннее кольцо второго

подшипника закреплено с помощью двух болтов, ввернутых в торец вала. Для предотвращения самоотворачивания болты зашплинтованы попарно. Аналогично закреплены внутренние кольца подшипников промежуточного вала. В шестернях первичного вала запрессованы бронзовые втулки, в которых имеются винтовые канавки. Через каналы во впадинах зубьев шестерен смазка попадает к винтовым канавкам втулок. Шестерни первичного вала свободно сидят на шлифованных шейках и находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала.

На наружной поверхности ступиц шестерен первичного вала сделаны прямые зубья.

В средней, утолщенной, части первичного вала нарезаны эволь-вентные шлицы, на которых расположена скользящая муфта переключения передач.

На наружной поверхности муфты имеется проточка для вилки переключения передач. Для включения первой передачи скользящая муфта должна переместиться по шлицам вперед, т. е. в сторону фланца карданного вала, до соединения с зубьями, нарезанными на ступице шестерни первой передачи. Включение второй передачи осуществляется перемещением скользящей муфты в противоположную сторону при соединении с зубьями ступицы шестерни второй передачи.

На шлицевых концах промежуточного вала сидят обе шестерни — первой и второй передачи. Между ними находится распорная втулка.

Вторичный вал раздаточной коробки состоит из двух отдельных, расположенных на одной оси валов: вала привода переднего моста и вала привода заднего моста.

Вал привода переднего моста с одной стороны (передней) опирается на шарикоподшипник, установленный в отъемном картере привода переднего моста. Задний конец вала через насаженную на него шлицевую втулку опирается на внутреннюю поверхность обоймы межосевого дифференциала.

На заднем шлицевом конце вала привода переднего моста имеется солнечная шестерня межосевого дифференциала.

Вал привода заднего моста задним концом опирается на шарикоподшипник, установленный в картере привода заднего моста.

На переднем шлицевом конце вала насажена коронная шестерня межосевого дифференциала, которая, в свою очередь, опирается на внутреннюю поверхность задней обоймы межосевого дифференциала.

Передняя и задняя обоймы дифференциала опираются на шарикоподшипники. Наружное кольцо переднего подшипника размещено в специальном стакане, закрепленном в картере раздаточной коробки, а заднего подшипника — непосредственно в крышке раздаточной коробки.

Внутренние кольца обоих подшипников закреплены с помощью кольцевых гаек до упора. Передний подшипник упирается в буртик передней обоймы, задний подшипник — в распорную втулку.

Передняя и задняя обоймы дифференциала жестко соединены между собой с помощью 12 болтов, которые зашплинтованы для предохранения от самоотворачивания. К днищу задней обоймы дифференциала приклепана шестерня (с косыми зубьями) выводного вала, которая подводит крутящий момент от промежуточного вала к межосевому дифференциалу. К передней обойме прикреплена опорная шайба дифференциала.

Четыре сателлита шейками входят в отверстия, соосно расточенные в передней обойме и шайбе дифференциала.

Все шестерни межосевого дифференциала цилиндрические, с прямыми зубьями; коронная шестерня внутреннего зацепления.

Передаточное отношение дифференциала, равное 1 :2, обеспечивает подведение к заднему мосту вдвое большего усилия, чем к переднему мосту, т. е. пропорционально сцепным весам.

Когда колеса одной из ведущих осей попадают на скользкий участок дороги, для сохранения тяги на колесах второй оси необходимо жестко соединить обе оси между собой. Это достигается блокировкой межосевого дифференциала.

Блокировка дифференциала осуществляется перемещением специальной муфты, расположенной на валу привода переднего моста, назад, до зацепления с внутренними зубьями на переднем конце передней обоймы дифференциала. Муфта блокировки удерживается шариком, на который воздействует пружина, утопленная в специальном канале вала. Шарик попадает в кольцевую канавку, нарезанную на внутренней поверхности муфты.

Следует помнить, что блокировка дифференциала должна быть кратковременной во избежание длительной перегрузки деталей силовой передачи.

Раздаточная коробка закреплена в трех точках. Передняя опора представляет собой кронштейн, оканчивающийся пальцем и объединенный с верхней крышкой раздаточной коробки; опора закреплена на специальной поперечине.

Боковые кронштейны раздаточной коробки также заканчиваются пальцами, которые размещены в специальных опорах, прикрепленных к продольным балкам рамы автомобиля.

Все три точки крепления раздаточной коробки соединены с кронштейнами рамы через резиновые амортизаторы.

Масло в картер раздаточной коробки заливают через специальную горловину на боковой поверхности картера. Сливная пробка расположена в нижней части картера.

Для лучшего доступа смазки к деталям межосевого дифференциала имеются отверстия в задней обойме и в коронной шестерне дифференциала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  ..