ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО РЕГУЛИРОВКЕ И ОБКАТКЕ
двигателя ЯАЗ-204А лесовоза МАЗ-501
Текущая регулировка двигателя
Текущая регулировка необходима при нарушении
нормальной работы двигателя. Двигатель надо регулировать при температуре
охлаждающей воды не ниже +70° С.
Большое влияние на мощность, экономичность и равномерность подачи
топлива оказывает момент подачи топлива насос-форсунками в цилиндры. Для
обеспечения необходимого момента подачи топлива плунжер каждой
насос-форсунки должен быть установлен в определенном положении
относительно отверстий втулки.
Момент подачи топлива насос-форсунками регулируют следующим образом.
Коленчатый вал проворачивают за болт переднего конца специальным ключом
(с зевом 32 мм) до тех пор, пока не
начнут открываться выпускные клапаны цилиндра
регулируемой насос-форсунки. В отверстие корпуса насос-форсунки
вставляют калибр высотой 37,7 мм и поворачивают вокруг его оси (фиг.
59). У правильно отрегулированной насос-форсунки торец головки калибра
должен слегка касаться тарелки толкателя. Во всех других случаях
необходима регулировка плунжера по высоте.
Для этого отворачивают контргайку штанги толкателя и поворачивают ее за
квадратную часть: при ввертывании штанги в вилку коромысла высота
установки плунжера увеличивается, при вывертывании — уменьшается. После
регулировки еще раз проверяют положение плунжера калибром и затягивают
контр-гайку штанги. Таким образом регулируют все насос-форсунки.
Затем проверяют зазор между торцом стержней клапанов и носками
коромысел, который должен быть равен 0,25—0,30 мм. Зазор проверяют при
положении поршня около в. м. т., когда плунжер насос-форсунки опустится
вниз примерно на 6 мм. Зазор измеряют пластинчатым щупом (фиг. 60),
причем щуп толщиной 0,25 мм должен легко проходить в зазор, а щуп
толщиной 0,30 мм —с некоторым усилием.
Величину зазора изменяют вращением штанги толкателя. Перед регулировкой
отпускают контргайку, а после окончания регулировки контргайку
затягивают и вновь проверяют зазор. Затем проверяют и при необходимости
регулируют правильность соединения реек насос-форсунок с регулятором.
При наибольшем выдвижении тяги регулятора (фиг. 61) все рейки должны
быть вдвинуты в корпус насос-форсунок до упора. Число оборотов вала
двигателя при этом должно быть в пределах 1950—2050 в минуту, а рычаг
управления подачи топлива должен находиться в положении «Наибольшая
подача топлива»; при этом палец рычага ограничителя должен упираться в
наружный край выреза кулисы
Положение реек надо регулировать в такой последовательности :
1. Установить между буртиком стакана пружины холостого -\ода и гильзой
зазор 0,04—0,05 мм (фиг. 62) при 800—900 об/мин.
2. Вывернуть из корпуса буферный винт регулятора, чтобы он выступал на
16 мм.
3. Вывернуть на 3—4 оборота все регулировочные
винты, определяющие положение рычагов управления.
4. Проверить, свободно ли перемещаются все рейки насос-форсунок при
легком нажиме пальца руки. При заедании рейки проверить затяжку скобы
крепления насос-форсунки. Если при правильной затяжке заедание не
устраняется, необходимо заменить насос-форсунку.
5. Ввертывать внутренний (ближний к насос-форсунке) регулировочный винт
рычага управления рейкой насос-форсунки до резкого увеличения
сопротивления ввертыванию, которое наступает в момент, когда буртик
стакана пружины холостого хода упрется в торец гильзы пружины
максимального числа оборотов. При ввертывании регулировочного винта
рычаг управления подачей должен удерживаться в положении максимальной
подачи.
6. Завернуть до упора наружный регулировочный винт рычага управления
рейкой насос-форсунки.
7. Установить рычаг управления регулятором в положение минимальной
подачи топлива (палец рычага-ограничителя упирается в выступ выреза
кулисы) и, перемещая его затем в положение максимальной подачи,
проверить правильность установки рычага управления регулируемой
насос-форсунки. При приближении к положению максимальной подачи не
должно ощущаться даже незначительного сопротивления передвижению. Если
такое сопротивление имеется, то для его устранения необходимо немного
вывернуть внутренний регулировочный винт рычага управления рейкой
насос-форсунки и затянуть до упора наружный регулировочный винт.
Когда рычаг управления находится в положении максимальной подачи, надо
проверить величину выдвижения рейки из корпуса при нажатии рукой на
рычаг валика управления рейками в направлении уменьшения подачи. Если
выдвижение рейки более
0,5 мм, необходимо слегка вывернуть наружный винт и ввернуть до упора
внутренний.
8. Отсоединить тягу регулятора от рычага валика управления рейками
насос-форсунок, вынув шплинт и палец.
9. Проверить вращение валика управления рейками насос-форсунок; при
заедании ослабить оба регулировочных винта рычага управления рейкой
насос-форсунки на 1/4 оборота и легкими ударами рукоятки отвертки
передвинуть рычаг вперед. После этого •опять затянуть регулировочные
винты точно на 1/4 оборота.
10. Нажимая рукой на рычаг управления валика в направлении выдвижения
рейки, ввертывать внутренний регулировочный винт рычага управления
рейкой следующего цилиндра до увеличения усилия, прилагаемого к
отвертке, или до перемещения рычага управления валиком. После этого
завернуть до упора наружный регулировочный винт и проверить вращение
валика управления согласно п. 9.
11. Установить последовательно рычаги управления рейками насос-форсунок
других цилиндров, как указано в п. 10
12. Присоедйнить тягу регулятора к рычагу
управления валиком, вставить палец и зашплинтовать его.
13. Проверить правильность соединения реек насос-форсунок с регулятором,
как указано в п. 7.