содержание ..
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149 ..
Ручной тормоз и его привод на автобусах ЛАЗ
На автобусах ЛАЗ (кроме ЛАЗ-698) установлен
ручной тормоз барабанного типа (рис. 104). Внутри барабана расположены
две симметричные колодки 10 с прикрепленными к ним фрикционными
накладками 9 и сухарями 11. Колодки шарнирно опираются на одну опорную
ось 16, закрепленную в кронштейне 1 тормоза, который одновременно служит
корпусом привода спидометра.
Рис. 104. Ручной тормоз:
1 — кронштейн; 2 — уплотнительная манжета; 3 —барабан; 4 — фланец; 5
—винт; 6 — болт; 7 — ограничительная шайба; 8 и 17 —стяжные пружины; 9 —
фрикционная накладка; 10 —колодка; — сухарь; 12— рычаг; 13 — разжимный
кулак; 14 —гайка; 15— фиксирующее кольцо; 16 — опорная ось; 18 — щиток
Приводы ручного тормоза автобусов ЛA3-697E и
ЛАЗ-697М (рис. 105) и автобусов ЛАЗ-695Е и ЛA3-695M отличаются друг от
друга тем, что автобусы ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-695М не имеют углового рычага 8,
а тяга 10 соединяется непосредственно с рычагом 6. В остальном приводы
аналогичны.
От руки водителя через систему тяг и рычагов усилие передается на
регулировочный рычаг 12 (см. рис. 104) ручного тормоза.
На автобусе ЛАЗ-698 в качестве ручного тормоза используются тормоза
задних колес.
Привод ручного тормоза сочетает стояночный и аварийный и выполнен
двухступенчатым (рис. 106), т. е. имеются два передаточных числа.
Меньшее передаточное число используется в начале хода рычага ручного
тормоза для устранения зазоров в тормозах и приводе, большее — после
устранения зазоров и осуществления торможения. Такая конструкция привода
позволяет в пределах рабочего хода рычага ручного тормоза устранить
зазоры в тормозах и обеспечить необходимый тормозной эффект.
Привод работает следующим образом. В начале хода рычага ручного тормоза
при устранении зазора рычаг, упираясь подпружиненным роликом в сектор,
поворачивается вместе с качающимся кронштейном относительно оси О. На
тягу воздействует плечо 00\ рычага. После устранения зазора при
дальнейшем возрастании усилия ролик 2 через упор сжимает пружину и
проходит уступ сектора 4. При этом ступица рычага поворачивается
относительно оси О2. Упор опускается, выступ ступицы воздействует на
защелку и вводит правый конец ее в зацепление с нижним сектором.
Дальнейший поворот рычага ручного тормоза происходит относительно оси
О2. На тягу будет воздействовать меньшее плечо O2O1 рычага.
В этом случае происходит переключение привода на
большее передаточное число — происходит процесс торможения.
При растормаживании рычаг поворачивается относительно оси О2 до тех пор,
пока ролик не пройдет уступ сектора в обратном направлении, а выступ
ступицы рычага не выйдет из-под левого конца защелки. При этом упор
выведет защелку из зацепления с сектором и дальнейший поворот рычага
тормоза происходит относительно оси О вместе с качающимся кронштейном.
Для равномерного распределения усилия от одной тяги привода к двум
рычагам разжимного кулака в привод введен балансир.
Рис. 105. Привод ручного тормоза автобусов
ЛАЗ-697Е и ЛАЗ-697М:
1—рычаг ручного тормоза; 2 —сектор; 3 — кронштейн сектора; 4 — вал; 5 —
втулка; в — рычаг вала; 7 — пластинчатая тяга; 8 и 13 — угловые рычаги;
9 — кронштейн тяги; 10 и 14 — тяги; 11 — вилка; 12 — кронштейн углового
рычага
Рис. 106. Привод ручного тормоза автобуса
ЛA3-698:
1—Пружина; 2— ролик; 3 —рычаг; 4 и 9—секторы; 5 — ступица; 6 —
качающийся кронштейн; 7 —защелка; 8 — упор
содержание ..
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149 ..
|