На всех автобусах ЛАЗ до середины 1969 г.
устанавливался односекционный тормозной кран ЗИЛ-130Б. С середины 1969
г. на всех автобусах два односекционных тормозных крана разнесены и
установлены в непосредственной близости возле передних и задних
тормозов. Установка секций тормозного крана к осям значительно сократила
тормозной путь автобуса. Привод секций тормозных кранов осуществляется
через коро-мысло (рис. 100). Для регулировки времени срабатывания
тормозных кранов коромысло оборудовано регулировочными винтами. Питание
сжатым воздухом осуществляется из воздушных баллонов, расположенных
непосредственно рядом с тормозными кранами.
Устройство односекционного тормозного крана показано на рис. 101.
Работает односекционный кран следующим образом.
При нажатии на педаль тормоза тяга отводит верхний
конец рычага влево, нижний конец в это время сдвигает стакан с
уравновешивающей пружиной вправо. Поскольку уравновешивающая пружина
более жесткая, чем возвратная пружина диафрагмы, то стакан перемещается
и сжимает возвратную пружину, прогибая диафрагму. При этом гнездо 7
выпускного клапана упирается в клапан, перекрывая выход сжатому воздуху
в атмосферу. Дальнейшее продвижение диафрагмы с гнездом сжимает
клапанную коническую пружину 19 и открывает впускной клапан. Сжатый
воздух из воздушных баллонов поступает в тормозные камеры.
Повышение давления в поддиафрагменной полости до 0,6— 0,8 кГ/см2,
необходимое для выбора зазоров в тормозных механизмах, увеличивает
усилие на диафрагму и соответственно на уравновешивающую пружину и
последняя начинает сжиматься. Диафрагма вследствие этого уходит влево
(по чертежу) и пружина 17 клапанов, отжимаясь, увлекает за собой
клапаны.
Впускной клапан садится на гнездо, прекращая подачу сжатого воздуха в
тормозные камеры. При дальнейшем нажатии на педаль следящая пружина 5
вместе с толкателем 4 снова переместится вправо, одновременно открывая
впускной клапан, и новая порция сжатого воздуха поступит в тормозные
камеры. Давление в поддиафрагменной полости повысится и диафрагма снова
переместится. Впускной клапан закроется.
Следовательно, каждому значению давления воздуха в поддиафрагменной
полости соответствует определенная деформация следящей пружины и усилие,
прикладываемое водителем к тормозной педали. Таким образом
осуществляется следящее действие пружины, диафрагмы и усилия на педали
тормоза.
Выпуск воздуха из тормозных камер осуществляется при
снятии ноги водителя с тормозной педали.
Уравновешивающая пружина со стаканом перемещается влево, сопротивление
ее уменьшается. Давление воздуха в поддиафрагменной полости перемещает
диафрагму влево до упора торца направляющего станка в корпус крана.
Вместе с гнездом под действием усилия пружины клапанов впускной клапан
закрывает впускное отверстие, а выпускной — открывает выпускное
отверстие в гнезде, и воздух по центральному отверстию и трем косым
отверстиям в гнезде выпускного клапана выходит в атмосферу.
В случае резкого аварийного торможения нижний конец рычага вместе со
стаканом перемещается вправо, сжимая уравновешивающую пружину до упора
шайбы 23 в торец гнезда под шайбу в стакане, пружина при этом как бы
выключается и узел уравновешивающей пружины становится жестким звеном
между рычагом и узлом диафрагмы. Диафрагма сдвигается до упора гайки 9 в
выступы крышки тормозного крана, открывая полностью впускной клапан.
Диафрагма не может перемещаться влево, и воздух поступает к тормозным
камерам с максимальным давлением, имеющимся в воздушном баллоне.
Включение стоп-сигнала происходит при давлении воздуха 0,2— 0,8 кГ/см2.