Предохранительный и обратные клапаны пневматического привода тормозов автобусов
ЛАЗ
Предохранительный клапан (рис. 96)
предназначен для предотвращения чрезмерного повышения давления воздуха в
пневматической системе в случае неисправности регулятора давления.
Стальной шарик 1 прижат к гнезду через шток 5 усилием пружины 2. Пружина
отрегулирована так, что при повышении давления в системе свыше 9—9,5 кГ/см2
усилием воздуха шарик отжимает пружину и воздух выходит из системы в
атмосферу.
Обеспечение регулировки открытия предохранительного клапана
осуществляется винтом 4. При завертывании этого винта увеличивается
давление, при котором открывается клапан; при отвертывании —
уменьшается. После регулировки винт стопорят контргайкой 3.
В эксплуатации необходимо периодически проверять герметичность клапана с
помощью мыльной эмульсии. Образование пузырей воздуха у входного
отверстия указывает на неплотное прилегание шарика к гнезду. Для
устранения повышенной утечки воздуха клапан следует разобрать, промыть в
керосине и просушить. Рабочий поясок гнезда и шарик не должны иметь
царапин или других повреждений.
На входе в накопительные воздушные баллоны установлены обратные клапаны,
служащие для предотвращения утечки воздуха в атмосферу у одного из
баллонов в случае повреждения части системы, подключенной к другому
баллону, или при резком падении давления в баллонах в случае повреждения
части системы, соединяющей компрессор с воздушными баллонами. Корпус /
обратного клапана (рис. 97) автобусов ЛАЗ-695Е, ЛАЗ-697Е, ЛАЗ-695М и
ЛАЗ-697М имеет конический резьбовой конец, которым он ввертывается в
бобышку воздушного баллона.
Основной неисправностью клапана является пропуск воздуха из баллонов в
подводящие трубопроводы. Причина неисправности — деформация поверхности
шарика. Герметичность клапана проверяют под давлением мыльной пеной. При
пропуске воздуха шарик следует заменить.
Описанный обратный клапан обладает тем недостатком, что в случае
накопления конденсата в гнезде клапана при низких температурах шарик
может примерзнуть к гнезду и воздух от компрессора не поступит в
воздушный баллон. Для улучшения работы обратных клапанов, увеличения
срока службы и надежности пневматической системы на автобусе ЛАЗ-698
применен обратный клапан новой конструкции (рис. 98), который установлен
внутри воздушного баллона. Наличие отверстий в трубке 2 исключает
накопление конденсата в клапане, так как конденсат стекает в баллон.
Для слива конденсата на всех воздушных баллонах установлены сливные
краники (рис. 99). Основной неисправностью сливного краника является
утечка воздуха из-под клапана вследствие повреждения поверхности
клапана. В этом случае следует заменить резиновую деталь.
Рис. 96. Предохранительный клапан
Рис. 99. Сливной краник автобуса ЛA3-698:
1 — корпус; 2 —пружина; 3 — клапан; 4 — уплотнительное
кольцо; 5 — гнездо клапана; 6 — кольцо для дистанционного управления