Раздаточная
коробка автомобилей
КаМА3-5320 и Урал-4320
Назначение раздаточной коробки
На автомобиле Урал-4320 крутящий момент от коробки передач 4
(см. рис. 4.1) передается к раздаточной коробке 11, которая
служит для распределения крутящего момента между передним
ведущим мостом 12 и двумя ведущими мостами 7 и 8 задней тележки
автомобиля. В раздаточной коробке может изменяться крутящий
момент, подводимый к ведущим колесам, т. е. раздаточная коробка
является одновременно дополнительной коробкой передач,
увеличивающей число передач и пределы изменения передаточного
числа в трансмиссии. Включение низшей (первой) передачи в
коробке передач и в раздаточной коробке обеспечивает возможность
преодоления автомобилем больших сопротивлений движению (подъемы
до 58% или тяжелые грунтовые условия) и устойчивого движения
автомобиля с небольшими скоростями (2—5 км/ч).
У раздаточных коробок с жесткой связью между валами привода
ведущих мостов (блокированный привод) соотношение между
крутящими моментами, подводимыми к главным передачам ведущих
мостов, зависит от некоторых конструктивных параметров
автомобиля и условий движения. При блокированном приводе и
прямолинейном движении по дорогам с хорошим сцеплением, но с
малым сопротивлением при разнице в радиусах колес некоторые
ведущие колеса могут скользить или пробуксовывать. Это приводит
к дополнительным потерям при движении, дополнительному износу
шин, нагрузкам и износам агрегатов трансмиссии. Для устранения
этих нежелательных явлений в раздаточной коробке применяется
дифференциальный привод. В этом случае крутящий момент между
валами привода ведущих мостов распределяется дифференциалом,
позволяющим этим валам вращаться с разными угловыми скоростями.
Распределение момента между ведущими мостами определяется
свойствами установленного дифференциала. Таким образом,
применение дифференциала в раздаточной коробке позволяет снизить
потери при движении по дорогам. Однако применение
дифференциального привода на скользких дорогах и на влажных
грунтах с малым сцеплением может привести к снижению и потере
проходимости автомобиля. Для повышения проходимости в
автомобилях предусматривается устройство для блокировки
дифференциала.
|