ÓÕÎÄ ÇÀ ÀÊÊÓÌÓËßÒÎÐÍÎÉ ÁÀÒÀÐÅÅÉ ÀÂÒÎÌÎÁÈËÅÉ ÃÀÇ-69 è ÃÀÇ-69À

  Ãëàâíàÿ      Àâòîìîáèëè - ÃÀÇ     Àâòîìîáèëè ÃÀÇ-69 è ÃÀÇ-69À. Îïèñàíèå êîíñòðóêöèè, ðåãóëèðîâêà è óõîä (Çèñëèí Ñ.Ã.) - 1956 ãîä

 ïîèñê ïî ñàéòó

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ñîäåðæàíèå   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

УХОД ЗА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ ÀÂÒÎÌÎÁÈËÅÉ ÃÀÇ-69 è ÃÀÇ-69À

 

Уход за аккумуляторной батареей состоит из периодического осмотра батареи и поддержания ее в чистоте и в заряженном состоянии.

Загрязнение поверхности батареи, наличие окислов на клеммах, а также неплотные и нечистые соединения вызывают быструю разрядку аккумуляторной батареи и препятствуют надлежащей ее зарядке. Частое и длительное пребывание батареи в разряженном или даже полуразряженном состоянии вызывает сульфатацию пластин (покрытие кристаллами сернокислого свинца). Это приводит к снижению емкости батареи и к увеличению ее внутреннего сопротивления. При длительном пребывании в разряженном Для обеспечения правильной работы и долговечности аккумуляторной батареи необходимо прежде всего поддерживать в ней должный уровень электролита. При испарении электролита из его состава уходит вода, поэтому для пополнения убыли электролита следует доливать в аккумуляторную батарею только дистиллированную воду. Понижение уровня электролита также может вызывать сульфатацию обнаженных частей.

При отсутствии дистиллированной воды можно употреблять воду, полученную из чистого снега, или дождевую воду, но собранную не с железных крыш и не в железную посуду. Применение водопроводной воды категорически запрещается, так как в ней имеются вредные примеси (железо, хлор и др.), которые разрушающе действуют на батарею. состоянии батарея в результате сульфатации полностью выходит из строя.

Во время нормальной эксплуатации на автомобиле аккумуляторная батарея постоянно заряжается и в процессе работы не требует дополнительной зарядки. Если же батарея во время работы по каким-либо причинам разрядилась, более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, то ее следует снять с автомобиля и сдать на зарядную станцию. Такую батарею следует заряжать током в 4 - 5 ампер до начала газовыделения. После этого, уменьшив силу тока до 1,5 - 2 ампер, продолжать зарядку в течение двух часов до обильного газовыделения и постоянства напряжения и удельного веса электролита. Полностью разряженную батарею необходимо ставить на зарядку не позже чем через 24 часа после разрядки.

При прекращении эксплуатации автомобиля на длительное время, во избежание порчи батареи от саморазрядки и сульфатации пластин, ее необходимо снять и полностью зарядить на зарядной станции. В процессе хранения следует ежемесячно батарею подзаряжать. Если нет возможности для подзарядки батареи, то следует ее разрядить током в 5 ампер до напряжения на клеммах 10,2 вольта, вылить электролит, промыть дистиллированной водой и тщательно закупорить.

Приведение такой батареи в рабочее состояние производится так же, как и новой.

При остановке автомобиля менее чем на месяц нужно убедиться, что батарея заряжена, и отключить ее от цепи, отъединив один из проводов от клеммы.

Плотность электролита в батарее должна соответствовать

климатическим условиям района работы автомобилей, указанным в таблице 1, учитывая температуру замерзания электролита согласно таблице 2.

Таблица 1

Климатические условия, в которых работает автомобиль

Плотность электролита при 15°С


заливаемого при первом заряде

в конце заряда

1. Крайние северные районы с температурой зимой ниже - 35°С



зимой

1,280

1,310

летом

1,240

1,270

2. Северные и центральные районы с температурой зимой до - 35°С



зимой

1,255

1,285

летом

1,240

1,270

3. Южные районы



зимой

1,240

1,270

летом .

1,210

1,210


Таблица 2

Удельный вес электролита при 15°С

Температура замерзания в °С

Удельный вес электролита при 15°С

Температура замерзания в °С

1,100

- 7

1,290

- 74

1,150

- 14

1,300

- 66

1,200

- 25

1,320

- 64

1,250

- 50

1,350

- 49

При температуре электролита, отличной от 15°С, нужно делать поправку в соответствии с таблицей 4.

Зимой, во всех возможных случаях, следует утеплять аккумуляторную батарею войлоком или сукном.

При длительном пребывании автомобиля на открытой стоянке без работы, что создает угрозу замерзания электролита, батарею следует снимать и хранить в помещении с температурой свышеС.

Для перехода с зимней эксплуатации на летнюю - и наоборот - аккумуляторная батарея снимается с автомобиля и ставится на нормальную зарядку током в 5 ампер. В конце зарядки, при непрекращающемся токе заряда, нужно производить доводку плотности электролита до значений, указанных в таблице 1. Доводку производят при помощи резиновой груши в несколько приемов: отсасыванием электролита из элементов и доливкой дистиллированной воды или электролита плотностью 1,400. Промежутки между двумя добавками воды или электролита должны быть не менее 30 минут.

При установке аккумуляторной батареи на автомобиль необходимо соблюдать правильную полярность клемм (положительная клемма больше отрицательной).

Ежедневный уход. 1. Осмотреть батарею и при необходимости очистить от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытереть ветошью, сухой или смоченной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды. Окислившиеся клеммы батареи и наконечники проводов очистить и неконтактные части смазать техническим вазелином или солидолом.

2. Проверить плотность крепления батареи в гнезде. Барашки, притягивающие рамку крепления, следует затягивать туго от руки без применения какого-либо инструмента, так как излишняя затяжка их может привести к поломке бака батареи.

3. Проверить крепление и плотность контакта наконечников проводов с клеммами батареи. Не допускать натяжения проводов для предупреждения порчи клемм и образования трещин в мастике.

4. Прочистить вентиляционные отверстия батареи. Прочистку отверстий следует делать осторожно, так как под отверстиями находятся отражательные пластины, которые можно повредить.

После каждой тысячи километров пробега, но не реже чем через 10 - 15 дней зимой и 5 - 6 дней летом:

1. Проверить уровень электролита во всех шести банках аккумуляторной батареи и, если нужно, долить дистиллированной воды.

2. Проверить плотность электролита для определения степени зарядки батареи. Перед проверкой плотности, если производилась доливка в элементы батареи, нужно запустить двигатель и дать ему поработать для подзарядки батареи; это нужно для того, чтобы электролит перемешался и стал однородным.

3. Проверить надежность присоединения проводов аккумуляторной батареи, а также целость бака.

Один раз в месяц проверить нагрузочной вилкой состояние батареи по напряжению каждого элемента. Напряжение каждого элемента исправной батареи должно оставаться неизменным в течение 5 сек. Колебание напряжения в отдельных элементах не должно превышать 0,2 вольта.

При интенсивной эксплуатации автомобиля рекомендуется для увеличения срока службы аккумуляторной батареи снижать плотность электролита на 0,02 единицы от значений, указанных в таблице 1, но не ниже значения 1,240.

Предупреждение:

1. Во время ухода за аккумуляторной батареей необходимо пользоваться только переносной лампой.

2. Применение открытого огня или замыкание элементов может вызвать взрыв гремучего газа, скопившегося в банках батареи.

3. Попавшую на кожу кислоту необходимо быстро вытереть насухо и нейтрализовать 10% раствором кальцинированной соды или смыть сильной струей воды.

 

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ÀÂÒÎÌÎÁÈËÅÉ ÃÀÇ-69 è ÃÀÇ-69À

Уровень электролита должен быть на 10 - 15 мм выше предохранительной сетки, установленной над сепараторами. Проверка уровня электролита производится стеклянной трубкой с внутренним диаметром 3 - 5 мм.

Для измерения уровня электролита в аккумуляторной батарее нужно, вывернув пробки, поочередно опустить в наливное отверстие каждой банки трубку в вертикальном положении до упора; закрыть отверстие сверху большим пальцем и затем вынуть трубку (фиг. 146). Высота уровня электролита в трубке будет соответствовать уровню электролита над предохранительной сеткой.

При отсутствии трубки проверку уровня можно произвести чистой деревянной палочкой. Повышать уровень разрешается, только дистиллированной водой. Применять речную или водопроводную воду категорически запрещается.


Во избежание замерзания воды зимой рекомендуется доливать ее непосредственно перед выездом или при работающем двигателе. Электролит разрешается доливать только в исключительных случаях, когда уровень понизится в результате выплескивания, или трещины бака. При этом батарею необходимо поставить на подзарядку и электролит добавлять в конце зарядки.

Для доливки дистиллированной воды нужно отвернуть наливную пробку, плотно надеть ее на штуцер вентиляционного отверстия, долить воды до уровня 5-10 мм от верхней кромки наливного отверстия, снять пробку и ввернуть ее на место. При этом уровень автоматически устанавливается на требуемой высоте (фиг. 147).

Плотность электролита зависит от степени зараженности аккумуляторной батареи.


Плотность электролита измеряется специальным кислотомером (преометром) со шкалой плотности от 1,00 до 1,32. Для замера плотности электролита нужно вывернуть пробку наливного отверстия, нажать на резиновую грушу кислотомера, вертикально вставить его в наливное отверстие до упора и отпустить грушу (фиг. 148).

Фиг. 147. Порядок доливки воды или электролита в элементы батареи:

1 - снятие пробки, 2 - надевание пробки на вентиляционный штуцер, 3 - доливка, 4 - обратная постановка пробки.


Таблица 3

Плотность электролита при 15°С

в конце заряда

при разрядке на 25%

при разрядке на 50%

1,310

1,285

1,270

1,240

1,270

1,245

1,230

1,200

1,230

1,205

1,190

1,160

Таблица 4

Температура электролита в °С

Поправка к показаниям кислотомера

Температура электролита в °С

Поправка к показаниям кислотомера

+ 45

+ 0,02

-15

- 0,02

+ 30

+ 0,01

- 30

- 0,03

+ 15

0

- 45

- 0,04

0

- 0,01



Уровень погружения поплавка в электролит покажет плотность электролита. При замерах следует следить, чтобы поплавок не касался стенок колбы. Плотность электролита во всех элементах батареи должна быть одинакова и соответствовать таблице 1.


Если плотность в отдельных элементах отличается более чем на 0,02, то ее необходимо выровнять, поставив батарею на зарядку. После доливки в электролит воды или после пользования стартером, измерение плотности следует производить во время зарядки небольшим током или через один-два часа выдержки батареи в нерабочем состоянии, чтобы электролит успел стать однородным.

При определении степени заряженности аккумуляторной батареи, а также при заливке электролита в новую батарею, следует учитывать влияние температуры электролита на его удельный вес и всегда вводить соответствующую поправку, т. е. приводить плотность к 15°С. Поправки приведены в таблице 4.

При температуре электролита в элементах более 15°С найденную поправку надо прибавлять к показаниям кислотомера; при температуре ниже 15°С поправку следует вычитать.

Если плотность электролита в элементах не одинакова, то ее следует выровнять добавлением более крепкого электролита или дистиллированной воды. Выравнивание плотности электролита производится обязательно у батареи в полностью заряженном состоянии, когда плотность электролита достигает постоянства и благодаря „кипению" обеспечивается быстрое перемешивание электролита.


Для определения исправности аккумуляторной батареи, а также для ориентировочного суждения о степени ее зарядки, кроме проверки плотности электролита, следует один раз в месяц проверять состояние каждого элемента батареи под нагрузкой большим током, пользуясь нагрузочной вилкой, снабженной сопротивлением и вольтметром (фиг. 149).




Напряжение, которое должен показывать вольтметр при проверке, зависит от типа и конструкции нагрузочной вилки и указывается в инструкции, прилагаемой к вилке. При проверке вилкой ГАРО типа НВ-2, снабженной нагрузочным сопротивлением, рассчитанным примерно на ток в 150 ампер, напряжение каждого элемента полностью заряженной батареи должно быть не ниже 1,8 вольта и должно устойчиво удерживаться в течение 5 сек. Если напряжение будет ниже 1,7 вольта или снижается во время проверки, то это означает, что батарея разряжена более чем на 50% или неисправна. Аккумуляторная батарея также неисправна, если напряжение отдельных элементов не одинаково и отличается более чем на 0,2 вольта. При испытании батареи нагрузочной вилкой отверстия в крышках элементов должны быть закрыты пробками. Аккумуляторную батарею или отдельные элементы нельзя проверять замыканием клемм металлическими предметами или проводами. Короткие замыкания разрушают активную массу пластин.

 

 

 

 

ñîäåðæàíèå   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..