Якорная постановка судов над местом глубоководных водолазных работ

  Главная      Учебники - Водолазное дело     Глубоководная водолазная техника (Вишняков В.А., Меренов И.В.) - 1982 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..

 

 

 

Глава 9 СУДА ДЛЯ ГЛУБОКОВОДНЫХ ВОДОЛАЗНЫХ РАБОТ
 

 

 

Якорная постановка судов над местом глубоководных водолазных работ

 

 Возможность надежного удержания судна и его передвижения над местом работ требует наличия на судне четырех одинаковых якорей с самостоятельными подъемными устройствами, размещенными попарно в носу и корме судна.

В системе якорь—канат—подъемное устройство только выбор якоря не представляет собой какой-либо сложности. По заданным экстремальным значениям ветра, волны и течения путем расчетов определяют горизонтальную составляющую смещающих усилий, по которой и выбирают якорь с соответствующей держащей силой.

Значительно сложнее обстоит дело с оснащением судна якорными канатами для постановки на большие глубины. Используемые для обычных постановок якорные цепи, обеспечивающие нормальную работу якоря, оказываются непригодными для глубин более 150—200 м из-за чрезвычайного возрастания при этом их собственного веса и возникающих в них при этом усилий.

Сказанное поясняется схемой (рис. 9.1), из которой хорошо видно возникновение больших усилий в цепи, как составляющей смещающей силы и силы веса. Использование в качестве якорного каната равнопрочного цепи троса значительно снижает возникающие усилия, но приводит к увеличению во много раз длины каната.

Судно при самостоятельной постановке на якоря должно побывать над всеми точками их покладки, а выполнение этого условия требует увеличения длины якорных канатов вдвое по сравнению с необходимой для стоянки судна. Поэтому чаще при постановке судна на большие глубины пользуются услугами вспомогательного судна, которое завозит два кормовых якоря. Однако и при этом длины тросов якорных канатов получаются все-таки очень большими. Так, судно «Стар Арктурус» имеет четыре тросовых якорных каната длиной по 1066 м.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как компромиссное решение вопроса с якорными канатами стало использование каната из цепи и троса. При этом к якорю крепят какой-то отрезок цепи (50—100 м) и далее идущий от него на судно канат делают из равнопрочного троса. Наличие цепи повышает держащую силу якоря, и такой канат, именуемый часто композитным, короче чисто тросового и значительно легче чисто цепного. Однако в этом варианте возникают технические трудности в создании подъемного механизма для.выборки такого каната.

Надо отметить и то, что механизмы для подъема собственных якорей должны обладать большой мощностью, так как усилия (см. рис. 9.1), возникающие в канатах, велики.

Создать устройство, одинаково хорошо удерживающее цепь и трос при нагрузках более 0,098 МН (10 тс), чрезвычайно сложно, и все имеющиеся образцы оказались недостаточно совершенными. Проблема была решена значительно проще с использованием обычного брашпиля для выборки цепи и грузовой лебедки для выборки троса путем использования специальных цепных стопоров.

Якорная система с цепным стопором, разработанная компанией «Сантс» (США), включает обычный брашпиль и грузовую лебедку (рис. 9.2). Действует эта система следующим образом. При- подъеме якоря лебедкой выбирается тросовая часть якорного каната до подхода цепной части к стопору. Стопор, представляющий собой зажим, состоящий из двух половинок, и закрепленный за судовую конструкцию, крепят на цепи, и на него передается нагрузка. После установки стопора разъединяется соединительное звено цепи и снова соединяется с коренным отрезком цепи, подаваемым с брашпиля. По соединении цепи она обтягивается брашпилем, стопор снимается, и цепь обычным порядком выбирается брашпилем. Отдача якоря производится в обратном порядке, когда цепь с помощью стопора разобщается и соединяется с тросом.
 

 

 

 

Рис. 9.2. Установка для работы с составным якорным канатом:
1 — звездочка брашпиля; 2 — коренной отрезок цепи; 3 — лебедка; 4 — тросовая часть каната; 5 — соединительное звено; 6 — цепная часть каната; 7 — цепной стопор; 8 — цепной ящик; 9— крепление стопора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..