Якорная постановка судов над местом глубоководных
водолазных работ
Возможность надежного удержания судна и его
передвижения над местом работ требует наличия на судне четырех одинаковых
якорей с самостоятельными подъемными устройствами, размещенными попарно в
носу и корме судна.
В системе якорь—канат—подъемное устройство только выбор якоря не
представляет собой какой-либо сложности. По заданным экстремальным значениям
ветра, волны и течения путем расчетов определяют горизонтальную составляющую
смещающих усилий, по которой и выбирают якорь с соответствующей держащей
силой.
Значительно сложнее обстоит дело с оснащением судна якорными канатами для
постановки на большие глубины. Используемые для обычных постановок якорные
цепи, обеспечивающие нормальную работу якоря, оказываются непригодными для
глубин более 150—200 м из-за чрезвычайного возрастания при этом их
собственного веса и возникающих в них при этом усилий.
Сказанное поясняется схемой (рис. 9.1), из которой хорошо видно
возникновение больших усилий в цепи, как составляющей смещающей силы и силы
веса. Использование в качестве якорного каната равнопрочного цепи троса
значительно снижает возникающие усилия, но приводит к увеличению во много
раз длины каната.
Судно при самостоятельной постановке на якоря должно побывать над всеми
точками их покладки, а выполнение этого условия требует увеличения длины
якорных канатов вдвое по сравнению с необходимой для стоянки судна. Поэтому
чаще при постановке судна на большие глубины пользуются услугами
вспомогательного судна, которое завозит два кормовых якоря. Однако и при
этом длины тросов якорных канатов получаются все-таки очень большими. Так,
судно «Стар Арктурус» имеет четыре тросовых якорных каната длиной по 1066 м.
Как компромиссное решение вопроса с якорными канатами
стало использование каната из цепи и троса. При этом к якорю крепят какой-то
отрезок цепи (50—100 м) и далее идущий от него на судно канат делают из
равнопрочного троса. Наличие цепи повышает держащую силу якоря, и такой
канат, именуемый часто композитным, короче чисто тросового и значительно
легче чисто цепного. Однако в этом варианте возникают технические трудности
в создании подъемного механизма для.выборки такого каната.
Надо отметить и то, что механизмы для подъема собственных якорей должны
обладать большой мощностью, так как усилия (см. рис. 9.1), возникающие в
канатах, велики.
Создать устройство, одинаково хорошо удерживающее цепь и трос при нагрузках
более 0,098 МН (10 тс), чрезвычайно сложно, и все имеющиеся образцы
оказались недостаточно совершенными. Проблема была решена значительно проще
с использованием обычного брашпиля для выборки цепи и грузовой лебедки для
выборки троса путем использования специальных цепных стопоров.
Якорная система с цепным стопором, разработанная компанией «Сантс» (США),
включает обычный брашпиль и грузовую лебедку (рис. 9.2). Действует эта
система следующим образом. При- подъеме якоря лебедкой выбирается тросовая
часть якорного каната до подхода цепной части к стопору. Стопор,
представляющий собой зажим, состоящий из двух половинок, и закрепленный за
судовую конструкцию, крепят на цепи, и на него передается нагрузка. После
установки стопора разъединяется соединительное звено цепи и снова
соединяется с коренным отрезком цепи, подаваемым с брашпиля. По соединении
цепи она обтягивается брашпилем, стопор снимается, и цепь обычным порядком
выбирается брашпилем. Отдача якоря производится в обратном порядке, когда
цепь с помощью стопора разобщается и соединяется с тросом.
Рис. 9.2. Установка для работы с составным якорным
канатом:
1 — звездочка брашпиля; 2 — коренной отрезок цепи; 3 — лебедка; 4 — тросовая
часть каната; 5 — соединительное звено; 6 — цепная часть каната; 7 — цепной
стопор; 8 — цепной ящик; 9— крепление стопора.