Требования к судам для глубоководных водолазных спусков и работ
определяются специфическими условиями их производства в море [13]. К
таким условиям относятся: рабочая глубина спусков водолазов, характер и
продолжительность подводных работ, характеристика возможных районов
работ (удаленность, гидрометеорологические условия).
Рабочая глубина спуска водолазов является условием, определяющим состав
водолазного и вспомогательного оборудования, подлежащего размещению на
судне.
Водолазное оборудование — это, прежде всего, водолазный комплекс с
входящими в него декомпрессионными (жилыми) камерами, водолазными
колоколами, спуско-подъемным устройством, газовыми баллонами,
компрессорами и другим оборудованием.
К вспомогательному оборудованию для ведения водолазных работ, в первую
очередь, относятся средства удержания судна на месте над точкой ведения
работ, а также грузоподъемные средства (краны, стрелы, лебедки) для
подъема и опускания на глубину различных грузов. Размещение на
водолазном судне грузоподъемных устройств для тяжелых грузов не является
обязательным. Так, например, при опускании на дно
подводных буровых установок и подводных
трубопроводов используют специальные крановые или подобные им суда при
ведении водолазных работ с водолазного судна. То же имеет место при
аварийно-спасательных и судоподъемных работах.
Характер и продолжительность подводных работ прежде всего определяют
объем размещаемого на судне различного-дополнительного оборудования,
материалов и запасов. Это же наряду с рабочей глубиной определяет
численность водолазного состава, для размещения которого на судне должны
быть предусмотрены соответствующие жилые и вспомогательные помещения.
Учитывая специфику водолазного труда, водолазам на судне должны
предоставить максимально благоприятные бытовые условия для хорошего
отдыха и быстрого восстановления сил.
Исходя из перечисленных условий, а также общих требований к судну,
включая автономность, мореходность и скорость, определяют общее
минимальное водоизмещение судна. Так, для подводных работ на глубинах до
200 м при кратковременных спусках водоизмещение судна будет в пределах
600— 800 т. При спусках на те же глубины с продолжительными работами в
режиме насыщения водоизмещение должно быть 2000—2500 тис увеличением
рабочей глубины будет возрастать еще больше.
Наметилась тенденция увеличения водоизмещения судов с возложением на них
функций полного обслуживания морских нефтепромыслов. Для выполнения
всего комплекса подводных работ появились специальные суда, именуемые
судами для подводно-технических работ и имеющие водоизмещение 5000 т и
более.
Необходимая скорость судна для глубоководных работ определяется их
характером и удаленностью от мест постоянного базирования. Для ведения
аварийно-спасательных работ, например, для помощи аварийным подводным
лодкам и аппаратам и спасения их личного состава скорость судна должна
быть максимально возможной, где-то в пределах 20—25 уз, а для
постоянного обслуживания подводных нефтепромыслов она не будет иметь
существенного значения и будет достаточной в 10—12 уз.
Автономность судна должна определяться как сумма двух величин: расчетной
продолжительности непрерывных спусков водолазов на установленном судовом
комплексе и времени, потребного на переход из базы к возможному месту
подводных работ. Период непрерывных работ с использованием судового
водолазного комплекса обычно по запасам газовых смесей лежит в пределах
15—20 сут, а время на переход судна определяется по его скорости и
удаленности района работ от базы.
Мореходность для. глубоководных работ в открытом море обычно
устанавливается по погодным условиям неограничен-
ной, и только для судов, ведущих прибрежные работы,
она может быть снижена.
Особое значение для глубоководных работ имеет не предельная сила ветра и
волнения для плавания судна, а их допустимые значения для ведения этих
работ. Судно должно иметь наименьшую качку на волне и наибольшую
способность удерживаться на месте при воздействии ветра и течения. При
проектировании судна задаются предельные значения величин ветра, течения
и волнения, при которых с него возможно проведение водолазных спусков и
подводных работ. Для лучших судов эти величины составляют: ветер 6
баллов, волнение 5 баллов и течение в нос 3 уз или в борт 2 уз.
Получили распространение для обслуживания морских нефтепромыслов суда
комбинированного типа для ведения глубоководных водолазных работ и
тушения нефтяных пожаров. Эти суда несут на себе кроме водолазного
оборудования также мощные средства пожаротушения, включая высоконапорные
насосы большей производительности, лафетные стволы и установки
пенотушения. Естественно, что размещение противопожарного оборудования
требует увеличения размеров судна, и поэтому комбинированные суда по
своим размерам превышают суда, предназначенные только для водолазных
работ, примерно в 1,2—1,5 раза.