СУДА ДЛЯ ГЛУБОКОВОДНЫХ ВОДОЛАЗНЫХ РАБОТ

  Главная      Учебники - Водолазное дело     Глубоководная водолазная техника (Вишняков В.А., Меренов И.В.) - 1982 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..

 

 

 

Глава 9 СУДА ДЛЯ ГЛУБОКОВОДНЫХ ВОДОЛАЗНЫХ РАБОТ



Специальные требования к судам




Требования к судам для глубоководных водолазных спусков и работ определяются специфическими условиями их производства в море [13]. К таким условиям относятся: рабочая глубина спусков водолазов, характер и продолжительность подводных работ, характеристика возможных районов работ (удаленность, гидрометеорологические условия).

Рабочая глубина спуска водолазов является условием, определяющим состав водолазного и вспомогательного оборудования, подлежащего размещению на судне.

Водолазное оборудование — это, прежде всего, водолазный комплекс с входящими в него декомпрессионными (жилыми) камерами, водолазными колоколами, спуско-подъемным устройством, газовыми баллонами, компрессорами и другим оборудованием.

К вспомогательному оборудованию для ведения водолазных работ, в первую очередь, относятся средства удержания судна на месте над точкой ведения работ, а также грузоподъемные средства (краны, стрелы, лебедки) для подъема и опускания на глубину различных грузов. Размещение на водолазном судне грузоподъемных устройств для тяжелых грузов не является обязательным. Так, например, при опускании на дно

подводных буровых установок и подводных трубопроводов используют специальные крановые или подобные им суда при ведении водолазных работ с водолазного судна. То же имеет место при аварийно-спасательных и судоподъемных работах.

Характер и продолжительность подводных работ прежде всего определяют объем размещаемого на судне различного-дополнительного оборудования, материалов и запасов. Это же наряду с рабочей глубиной определяет численность водолазного состава, для размещения которого на судне должны быть предусмотрены соответствующие жилые и вспомогательные помещения. Учитывая специфику водолазного труда, водолазам на судне должны предоставить максимально благоприятные бытовые условия для хорошего отдыха и быстрого восстановления сил.

Исходя из перечисленных условий, а также общих требований к судну, включая автономность, мореходность и скорость, определяют общее минимальное водоизмещение судна. Так, для подводных работ на глубинах до 200 м при кратковременных спусках водоизмещение судна будет в пределах 600— 800 т. При спусках на те же глубины с продолжительными работами в режиме насыщения водоизмещение должно быть 2000—2500 тис увеличением рабочей глубины будет возрастать еще больше.

Наметилась тенденция увеличения водоизмещения судов с возложением на них функций полного обслуживания морских нефтепромыслов. Для выполнения всего комплекса подводных работ появились специальные суда, именуемые судами для подводно-технических работ и имеющие водоизмещение 5000 т и более.

Необходимая скорость судна для глубоководных работ определяется их характером и удаленностью от мест постоянного базирования. Для ведения аварийно-спасательных работ, например, для помощи аварийным подводным лодкам и аппаратам и спасения их личного состава скорость судна должна быть максимально возможной, где-то в пределах 20—25 уз, а для постоянного обслуживания подводных нефтепромыслов она не будет иметь существенного значения и будет достаточной в 10—12 уз.

Автономность судна должна определяться как сумма двух величин: расчетной продолжительности непрерывных спусков водолазов на установленном судовом комплексе и времени, потребного на переход из базы к возможному месту подводных работ. Период непрерывных работ с использованием судового водолазного комплекса обычно по запасам газовых смесей лежит в пределах 15—20 сут, а время на переход судна определяется по его скорости и удаленности района работ от базы.

Мореходность для. глубоководных работ в открытом море обычно устанавливается по погодным условиям неограничен-

ной, и только для судов, ведущих прибрежные работы, она может быть снижена.

Особое значение для глубоководных работ имеет не предельная сила ветра и волнения для плавания судна, а их допустимые значения для ведения этих работ. Судно должно иметь наименьшую качку на волне и наибольшую способность удерживаться на месте при воздействии ветра и течения. При проектировании судна задаются предельные значения величин ветра, течения и волнения, при которых с него возможно проведение водолазных спусков и подводных работ. Для лучших судов эти величины составляют: ветер 6 баллов, волнение 5 баллов и течение в нос 3 уз или в борт 2 уз.

Получили распространение для обслуживания морских нефтепромыслов суда комбинированного типа для ведения глубоководных водолазных работ и тушения нефтяных пожаров. Эти суда несут на себе кроме водолазного оборудования также мощные средства пожаротушения, включая высоконапорные насосы большей производительности, лафетные стволы и установки пенотушения. Естественно, что размещение противопожарного оборудования требует увеличения размеров судна, и поэтому комбинированные суда по своим размерам превышают суда, предназначенные только для водолазных работ, примерно в 1,2—1,5 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..