Подводное судно — комплекс «Собкат»,
спроектированное фирмой «Брукер» (ФРГ), предназначено для выполнения
различных водолазных работ на глубинах до 300 м. Основное назначение
судна-комплекса — выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ на
морских нефтепромыслах. Его характерная особенность — возможность
автономной работы под водой без обеспечения с поверхности.
Общие данные судна — комплекса. Судно «Собкат» (рис.8.10) является
катамараном, способным плавать в надводном положении, переходить в
полупогруженное состояние для: плавания в свежую погоду, плавать под
водой и ложиться на грунт.
Оно имеет два удлиненных корпуса, соединенных между собой тремя
трубчатыми порталами с перемычками. Для придания дополнительной
прочности и жесткости предусмотрены поперечные подкрепления,
устанавливаемые на носовом и кормовом порталах.
Основные размерения судна: длина наибольшая 35 м, ширина наибольшая 15
м, осадка 3 м, водоизмещение надводное 700 т, подводное 800 т.
Энергетические установки. Судно имеет две ди-зель-электрические
установки, подобные установкам обычных подводных лодок и расположенные
на кормовых частях корпусов. Кроме ходовых гребных винтов судно имеет
четыре подруливающих устройства в носовых и кормовых частях.
Эти.устройства используют для маневрирования судна во всех его
положениях. Установки сообщают судну скорость хода под дизелями в
надводном положении 8 уз и полупогруженном состоянии 5 уз. В подводном
положении скорость под электромоторами составляет 3 уз. Запас дизельного
топлива 35 т,' что обеспечивает радиус действия судна в 800 миль.
Водолазное оборудование. Судно оборудовано двумя самостоятельными
водолазными комплексами, размещенными в средних частях корпусов. В
каждом из них имеется жилая водолазная камера, рассчитанная на четырех
водолазов для спусков в режиме насыщения. Камеры имеют шлюзы для выхода
водолазов в воду в межкорпусное пространство и соединяющую их переходную
шахту, расположенную в среднем портале. В центре шахты сверху портала
находится присоединительный люк для водолазного колокола. Наличие его
позволяет переводить водолазов из судовых комплексов других судов и
эвакуировать их обратно. Люк рассчитан также на стыковку рабочих
самоходных аппаратов.
Для обеспечения водолазов, длительное время находящихся под повышенным
давлением в режиме насыщения и проведения последующей декомпрессии,
имеются запасы газовых смесей 134 400 м3 и воздуха 4600 м? в пересчете
на нормальное давление, что обеспечивает цикл водолазных работ
продолжительностью до 20 сут.
Оснащение судна. Для удобства маневрирования под водой и установки судна
на место работ оно имеет носовой
(главный) и кормовой посты управления,
расположенные сверху порталов и обеспечивающие хороший обзор.
Для работы с подводными трубопроводами, включая центровку и соединение
конусов труб, выполнения ответвлений и ремонт поврежденных участков,
судно оборудовано двумя гидравлическими захватами, которые могут
управляться дистанционно из постов управления или непосредственно
водолазом, находящимся в воде.
Сварочные работы выполняют из сварочных камер, которые в этом случае
устанавливают между корпусами судна. Основ-.ную камеру располагают между
гидравлическими захватами и дополнительную в носовой части судна.
Кроме перечисленного, судно имеет многочисленное оборудование для
управления им и его устройствами в различных условиях, включая
автоматическую установку с ЭВМ для управления погружением и всплытием,
балластировкой и изменением положения под водой по отношению к объекту
работ.