ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СНЕЖНЫМ СКЛОНАМ В ГОРАХ

  Главная      Учебники - Туризм     Горный туризм. Снаряжение, техника, тактика (Я. Аркин) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО СНЕЖНЫМ СКЛОНАМ В ГОРАХ



Летом в горах по снежным склонам лучше всего ходить рано утром, когда смерзшийся за ночь снег надежно держит — это часто избавляет от необходимости утомительного «тропления» ступеней. Для облегчения движения выбирают самый короткий и безопасный путь подъема и спуска. По снежному склону крутизной до 30—35° лучше всего подниматься прямо вверх. При достаточной глубине рыхлого мягкого снега ступни ставят параллельно. Каждый след утрамбовывается до образования снежной подушки, на которую и ставится затем нога (рис. 646). Идущие за направляющим участники при необходимости дополнительно «обрабатывают» такие следы, сбрасывая ногой в подготовленное им углубление снег и подтрамбо-вывая его ногой.

При увеличении крутизны склона и жесткости снега переходят на движение зигзагом, меняя время от времени направление линии движения. Двигаться надо под углом около 45° к линии течения воды — это самый экономный путь. Для подъема нужно использовать на плотном снегу или фирне детали микрорельефа — например, небольшой снежный гребешок между снежными бороздами, выбивая в нем с обеих сторон рантом ботинка ступени.

Ступени выбивают рантом ботинка косыми скользя-щими ударами. В этот момент ледоруб опирается штычком о склон. Такая работа требует некоторого навыка и тренировки, поскольку при размахивании и резких ударах ногой можно потерять равновесие. Прежде всего штычком ледоруба надо упереться в склон на уровне пояса, затем наружным рантом ботинка, который находится ближе к склону выбить горизонтальную ступень. Небольшой размах ноги, главным образом за счет голени, компенсируется сравнительно устойчивым положением тела, затем, встав этой ногой в готовую ступень, переносят на нее вес тела. Следующую ступень выбивают внутренним рантОхМ прямой расслабленной ноги, стоящей ниже по склону. Большой размах ноги облегчает выбивание ступени, однако, положение тела при этом менее устойчиво, к тому же здесь труднее обеспечить горизонтальность ступени.

На склонах средней крутизны ледоруб переносят на новую точку опоры при каждом шаге. При движении по крутым склонам при увеличении глубины снега ледоруб нужно использовать для создания более надежной опоры. На очень твердом насте или фирне трудоемкую работу по выбиванию ступеней ногой заменяют вырубанием или выцарапыванием лопаткой ледоруба. Еще более экономно и безопасно передвижение по твердой снежной поверхности на кошках, что зачастую и более безопасно.

При движении на склонах большой крутизны по рыхлому снегу двигаться надо так же, как и по твердому снегу. Необходимо тщательно соблюдать плавность движения во избежание срыва ступеней. Свежий мягкий снег средних высот согревается летним солнцем и может стать настолько липким, что каждый шаг будет затруднительным. Снег густо налипает на подошвы ботинок и его приходится сбивать ударами ботинок один о другой или древком ледоруба почти при каждом шаге. Несмотря на неустойчивое положение тела и на утомительность такого приема, он зачастую оказывается единственным, чтобы передвигаться по липкому снегу. При известной практике этот прием, доведенный до автоматизма, становится привычным и не затрудняет движения. Однако, надо отметить, что такое обращение с ледорубом в конце концов приводит к его поломке или «размочаливанию» древка.

На склонах с раскисшим на значительную глубину

 

фирном или покрытых сухим снегом следует избегать траверсов и зигзагообразного передвижения из-за возможной лавиноопасности. На таких склонах, как и на очень крутых снежных склонах вообще, наиболее рационально движение прямо вверх способом в три такта.

Оно заключается в следующем. Надо держать ледоруб за головку и вгонять его в склон на всю длину рукоятки. Если это не удается с первого раза, прием следует повторить, расширяя образовавшееся в фирне отверстие путем поворота ледоруба за головку вокруг оси древка. Таким образом, ледоруб является дополнительной точкой опоры. Это первый такт. Держась за ледоруб, выбивают поочередно ступени для обоих ног и переносят на них вес тела (второй и третий такт). Ступени предпочтительнее располагать на ширине 20—25 см друг от друга и наибольшем допустимом для всех участников расстоянии по высоте. Близкое взаимное расположение ступеней может привести к их разрушению.

Прием повторяется снова и снова — ледоруб вытаскивают из снега и вгоняют в склон на уровне головы, выбивают две новые ступени для ног и т. д. Надо только осторожно вытаскивать ледоруб, чтобы не опрокинуться назад. Перед вытаскиванием ледоруба надо расширить образовавшееся в фирне отверстие путем поворота ледоруба за головку вокруг оси древка.

Подъем в три такта позволяет уверенно преодолевать крутые склоны, покрытые глубоким, проваливающимся под ногами снегом (рис. 65а). При траверсе способом в три такта переступают приставным шагом (рис. 656).

Рыхлый снег на гладком ледяном основании требует для подготовки ступеней квалифицированной работы. При этом используются свойства снега смерзаться при уплотнении. Согнутую в колене ногу легким ударом погружают в снег до упора носком в лед или фирн. Затем, не отрывая носка от основания, несколькими вертикальными нажимами каблука прессуют ступень, следя за тем, чтобы ее поверхность оказалась горизонтальной. В более сложном случае, когда ледяной или фирновый подслой плохо держит ступени, которые съезжают под нагрузкой, применяется двойная запрессовка ступеней. Сначала легким ударом ноги, направленным практически перпендикулярно к склону, прижимается первая порция снега, образующая фундамент, примерзающий к под-слою. Потом, используя снег с боков ямки, формируют на полученном основании ступень, выравнивая ее поверхность до горизонтального положения. Особенно хороший результат дает такая обработка ступеней на мягком снегу (например, когда связка-двойка вечером налегке прокладывает трассу подъема). Ночной мороз укрепляет следы и делает путь группы легким и более безопасным.

Если слой рыхлого или раскисшего снега тонок, выгоднее воспользоваться кошками, зубья которых в глубине снега более надежно держатся на прочном подслое.

Глубокий рыхлый снег под хрупким настом позволяет сформировать ступени в его толще, если для этого используются куски проломанного ногой наста, прессуемые

вместе с обрушиваемым с краев следа снегом. Образовавшийся в глубине снежной массы прессованный ком со сравнительно широким основанием, опирающийся на глубинный слой снега, может выдержать вес человека, если тяжесть тела переносить постепенно, давая возможность ступени смерзнуться.

 

Морозный пескообразный перекристаллизовавшийся снег, а также образующийся иногда под настом глубинный иней, обычно не поддаются запрессовке, и формирование ступеней невозможно. В этом случае, по возможности, надо постараться использовать наст, опираясь на него подошвой ботинка и голенью. При движении по очень рыхлому и глубокому снегу на крутом склоне приходится пробивать траншею и организовать на ее дне страховку с выбиванием ступеней. Пробивание такой траншеи требует затраты больших усилий и, к тому же, нарушается целостность склона, значительно увеличивается лавино-опасность. Если на рыхлом снегу ледоруб держится ненадежно, целесообразно закрепиться на склоне, запуская вторую руку на всю длину в глубину снежного слоя.

Спускаться по снежному склону небольшой крутизны можно спиной к склону, прямо вниз или слегка наискось. На рыхлом снежном склоне группа может спускаться колонной, организуя в случае надобности страховку. В рыхлом и раскисшем снегу стараются идти почти не сгибая коленей, так как каждый шаг амортизируется за счет спрессовки снега под ногами. Необходимо следить за шириной шага. При широком шаге трудно выдернуть из снега верхнюю ногу. На спуске по более твердому снегу, когда это допускает крутизна склона, следы пробиваются ударом каблука (для сохранения равновесия нужно опираться на штычок ледоруба). На спуске по фирновому и оледеневшему снежному склону большой крутизны, покрытому плотным снегом, рекомендуется спускаться лицом к склону в три такта, осторожно перенося вес тела с одной ноги на другую, придерживаясь за воткнутый в снег ледоруб. Спуск производится по одному следу, особое внимание обращается на сохранение целостности ступеней.

По некрутым ровным снежным склонам без камней, трещин и ледяных обнажений возможен спуск глиссированием (спуск скольжением на подошвах ботинок, опираясь ледорубом о склон). Положение тела при глисси-ровании напоминает низкую стойку лыжника при спуске. Ноги согнуты в коленях, одна нога на полступени впереди другой. Часть веса тела перенесена на ледоруб, бороздящий штычком склон сбоку. Регулирование скорости осуществляется большей или меньшей нагрузкой на ледоруб и поднятием или опусканием носков ботинок. Направление во время движения можно изменить, используя ранты ботинок как канты лыж. Поворотами можно плавно погасить скорость движения (рис. 66).

Надо помнить, что спуск глиссированием, даже без рюкзака, опасен тем, что может привести к вывихам суставов ног. Недопустимо глиссирование в связках, поскольку из-за разницы в скоростях спускающихся глиссирование может привести к срыву одного участника другим. Недопустим спуск в положении сидя потому, что в снегу всегда находятся камни и куски льда, которые могут нанести серьезную травму. Спуском сидя пользуются только для преодоления трещин при тщательной страховке.

Для безопасности при спуске глиссированием необходимы следующие условия:

— склон должен иметь безопасный, относительно близкий выкат, не имеющий скальных выходов и отдельных крупных камней, кусков льда и трещин;
 

— спускающийся должен всегда быть уверен, что он контролирует себя и может в любой момент погасить скорость движения и остановиться. При большой скорости он должен немедленно упасть на бок и перевернуться на живот, затормозить с помощью ледоруба.

Не следует забывать, что спуск проходит значительно быстрее подъема, и, следовательно, на нем более вероятен срыв.

 

 

 

 

Рис. 65. Движение «в три такта»: а) подъем, б) траверс.

 

 

 

 

 

Рис. 66. Спуск глиссированием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..