Бак для воды. Водяной расширительный бак (рис. 58) предназначен для
пополнения системы водой при испарении и утечках, а также для сообщения
системы с атмосферой. Бак установлен в люке крыши над холодильной
камерой и внешний его лист 5 является частью крыши.
Бак изготовлен из двух гнутых листов, образующих
днище и торцовые стенки. Листы сварены по ребру днища. К ним приварены
боковые стенки, имеющие в верхней части приварные уголки. Перегородкой
10 бак делится на две емкости объемом 140 и 60 л. Перегородка имеет у
дна бака вырез, соединяющий обе емкости и выравнивающий уровни воды в
емкостях. Вторая перегородка 9 вварена для жесткости и имеет большой
вырез. На отбуртовку перегородок и уголки боковых стенок ложится верхний
лист и приваривается к стенкам по всему контуру бака. По периметру бака
приварена рамка 3, горизонтальная полка которой имеет отверстия для
крепления бака на люке крыши холодильной камеры. К рамке приварены
четыре скобы 1 для установки и снятия бака. Так как верхний лист выходит
наружу тепловоза, то на нем уложены термоизоляционные пакеты 4, которые
закрыты внешним листом, приваренным к рамке.
В верхний лист бака вварены заливная горловина 2, закрытая колпаком, и
атмосферная труба 6, нижний конец которой вварен в днище бака и имеет
штуцер. К этому штуцеру крепится вестовая (сливная) труба. В днище бака
вварены штуцера 7 и 16, к которым подсоединены подпиточные трубы,
сообщающие большую емкость бака с контуром охлаждения дизеля, меньшую —
с контуром охлаждения масла дизеля. Через штуцера 8 и 17 в бак из
системы отводится пароводяная смесь. Пароотводные трубки внутри бака на
концах имеют отражатели, препятствующие попаданию смеси в атмосферную
трубу и другие участки бака.
К штуцерам 11 и 12 крепится водомерное стекло 15 для контроля уровня
воды в баке. Между стеклом и баком установлен вентиль 14, а для слива
воды из стекла — кран 13. Кроме того, вентиль 14 и кран 13 используются
при проверке показаний водомерного стекла. В этом случае при закрытом
вентиле 14 сливается вода из стекла, а
затем стекло вновь сообщается с баком. Если уровень
воды в стекле восстановится прежним, то его показания считаются
правильным!
На некоторых тепловозах водяные баки оборудуются датчиками — реле уровня
воды. Для этого на передней торцовой стенке бак предусматривается
отверстие, куда вваривается фланец ограждения поплавка, к которому и
крепится болтами датчик-реле уровня. Датчик-реле уровня контролирует
нижний уровень воды в баке. Он установлен так, чтобы буква Н, нанесенная
на фланце, была вверху. При достижении нижнего уровня воды в баке (125
мм над днищем бака датчик-реле срабатывает и на пульте управления
загорается лак почка.
При сливе воды из системы, чтобы предупредить поломки деталей датчика от
тряски, предусматривается фиксация положения поплавка установкой
стопорного винта датчика в положение транспортировки.