Подача масла к трущимся частям дизеля и на
охлаждение поршней обеспечивается масляной системой тепловоза. Система
смазки — циркуляционная под давлением. Эта же система обеспечивает
смазку заднего распределительного редуктора, гидропривода вентилятора
холодильной камеры и питание его гидромуфты, а также от нее масло
поступает к терморегулятору и сервомотору автоматического привода
гидромуфты.
Односекционный насос шестеренного типа создает циркуляцию масла в
системе. Кроме того, перед пуском дизеля и после его остановки трущиеся
детали смазывают маслом, что предотвращает чрезмерный износ деталей, их
задиры и заклинивание. Для прокачки маслом неработающего дизеля
установлен маслопрокачивающий насос с приводом от электродвигателя,
смонтированные на общей плите. Пуск дизеля без смазки невозможен
благодаря электроблокировке, исключающей пуск до тех пор, пока
маслопрокачивающий насос не прокачает его маслом в течение 40—60 с.
В процессе работы дизеля масло загрязняется. Для очистки масла
установлены фильтры грубой очистки с сетчатыми фильтрующими элементами и
фильтр центробежный для тонкой очистки масла. Через фильтр грубой
очистки проходит практически все масло, а через центробежный фильтр
(центрифугу) проходит часть циркулируе-мого масла. Масло охлаждается в
водомасляном теплообменнике, где охлаждающей средой является вода
второго контура циркуляции.
Масло заливают в поддон дизеля, образующий масляную ванну. Заливают
масло под давлением через сливную трубу, выведенную из поддона, или
наливают его через заливную горловину, расположенную на блоке цилиндров.
Уровень масла в ванне проверяют масломерным щупом, имеющим две риски,
соответствующие максимальному и минимальному уровням. Сливают масло
через сливную трубу с вентилем. Для полного удаления горячему маслу дают
стечь в течение 25—30 мин, а затем очищают, промывают топливом и насухо
протирают масляную ванну салфетками.
В каждой балке рамы дизель-генератора имеется полость, служащая емкостью
для сбора масла, скапливающегося в наддувочных ресиверах и непрерывно
сливающегося в них по трубкам во время работы дизеля. Скопившееся в
полостях масло периодически удаляют, для чего полости имеют сливные
трубы с вентилями.
Масляную систему (рис. 59) условно можно разделить на три
взаимосвязанных контура: главный контур (контур смазки дизеля), контур
смазки вспомогательных механизмов и контур маслопрокачивающего насоса.