5. ДИЗЕЛЬ 10Д100 ТЕПЛОВОЗА ТЭ10М

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы типа ТЭ10М. Руководство по эксплуатации и обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

5. ДИЗЕЛЬ 10Д100 ТЕПЛОВОЗА ТЭ10М



5.1. Назначение и работа



Дизель-генератор 10Д100 — силовая (энергетическая) установка тепловоза. Дизель соединен с генератором полужесткой муфтой и смонтирован с ним на одной раме. Дизель 10Д100 (рис. 12) — двухтактный, вертикальный, десятицилиндровый, двухвальный с противоположно движущимися поршнями, непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом, прямоточной продувкой и водяным охлаждением. В верхней части втулки цилиндра расположены впускные окна, через которые воздух поступает в цилиндр из продувочного ресивера. В нижней части втулки расположены выпускные окна, через которые газы, отработавшие в цилиндре, поступают в выпускной коллектор. В центральной части втулки цилиндра диаметрально противоположно расположены две форсунки, которые впрыскивают топливо в камеру сгорания, образуемую поршнями при их сближении.

Верхний и нижний коленчатые валы соединены между собой торсионной вертикальной передачей. От нижнего коленчатого вала вращение передается на вал генератора, а также на валы масляного и водяных насосов, регулятора скорости и механического тахометра. От верхнего коленчатого вала приводят» ся в действие центробежный нагнетатель и кулачковые валы топливных насосов. Впускные и выпускные окна открываются и закрываются поршнями при их движении в цилиндре. Нижний коленчатый вал при вращении опережает верхний коленчатый вал на 12°, вследствие чего он передает примерно 70% мощности дизеля. Это опережение обеспечивает также запаздывание закрытия впускных окон относительно выпускных, чем достигается «дозарядка» цилиндра свежим воздухом.

Подачу воздуха в цилиндры дизеля обеспечивает система наддува с охлаждением наддувочного воздуха. Система наддува двухступенчатая: первая ступень — два автономных турбокомпрессора, работающие параллельно; вторая ступень — воздуходувка с механическим приводом. Турбокомпрессоры приводятся во вращение энергией выпускных газов. Атмосферный воздух засасы-вается турбокомпрессорами и подается под давлением по двум воздухопроводам к воздуходувке. Давление воздуха в воздуходувке повышается до требуемой величины и через воздухоохладители, расположенные с левой и правой стороны дизеля, воздух поступает в воздушный ресивер и далее в цилиндры дизеля.

Схема работы двухтактного дизеля с противоположно движущимися поршнями и круговая диаграмма его рабочего цикла приведены на рис. 13 и 14.
 

 

 

 

 

 

 

Рис. 12. Дизель-генератор 10Д100:
1, 17 — валы отбора мощности; 2 ~ масляный насос; 3 — объединенный регулятор; 4 — выпускной патрубок; 5 — тахометр; 6 — компенсатор; 7 — турбокомпрессор; в — маслоотделитель; 9 — блок; 10 — крышка блока; 11 — трубопровод воздушный; 12 — топливный насос; 13 — форсунка; 14, 24 — верхний и нижний шатуны; i5, 23 — верхний и нижний коленчатые валы; 16 - вертикальная передача; 18 — воздуходувка второй ступени; 19 — воздухоохладитель; 20— валоповоротный механизм; 21 — генератор; 22 — муфта привода генератора; 25 — рама дизель-генератора; 26 — антивибратор; 27 — привод масляного насоса и регулятора; 28, 29 — смотровые люка; 30 — трубопровод масла; 31, 37 — коренные подшипники верхнего и нижнего коленчатого вала; 32 — распределительный вал;
33 — поршень верхнего коленчатого вала; 34 — втулка цилиндра; 35 — водяной патрубок; 36 — поршень нижний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..