Дизель-генератор 10Д100 — силовая (энергетическая) установка тепловоза.
Дизель соединен с генератором полужесткой муфтой и смонтирован с ним на
одной раме. Дизель 10Д100 (рис. 12) — двухтактный, вертикальный,
десятицилиндровый, двухвальный с противоположно движущимися поршнями,
непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом, прямоточной
продувкой и водяным охлаждением. В верхней части втулки цилиндра
расположены впускные окна, через которые воздух поступает в цилиндр из
продувочного ресивера. В нижней части втулки расположены выпускные окна,
через которые газы, отработавшие в цилиндре, поступают в выпускной
коллектор. В центральной части втулки цилиндра диаметрально
противоположно расположены две форсунки, которые впрыскивают топливо в
камеру сгорания, образуемую поршнями при их сближении.
Верхний и нижний коленчатые валы соединены между собой торсионной
вертикальной передачей. От нижнего коленчатого вала вращение передается
на вал генератора, а также на валы масляного и водяных насосов,
регулятора скорости и механического тахометра. От верхнего коленчатого
вала приводят» ся в действие центробежный нагнетатель и кулачковые валы
топливных насосов. Впускные и выпускные окна открываются и закрываются
поршнями при их движении в цилиндре. Нижний коленчатый вал при вращении
опережает верхний коленчатый вал на 12°, вследствие чего он передает
примерно 70% мощности дизеля. Это опережение обеспечивает также
запаздывание закрытия впускных окон относительно выпускных, чем
достигается «дозарядка» цилиндра свежим воздухом.
Подачу воздуха в цилиндры дизеля обеспечивает система наддува с
охлаждением наддувочного воздуха. Система наддува двухступенчатая:
первая ступень — два автономных турбокомпрессора, работающие
параллельно; вторая ступень — воздуходувка с механическим приводом.
Турбокомпрессоры приводятся во вращение энергией выпускных газов.
Атмосферный воздух засасы-вается турбокомпрессорами и подается под
давлением по двум воздухопроводам к воздуходувке. Давление воздуха в
воздуходувке повышается до требуемой величины и через воздухоохладители,
расположенные с левой и правой стороны дизеля, воздух поступает в
воздушный ресивер и далее в цилиндры дизеля.
Схема работы двухтактного дизеля с противоположно движущимися поршнями и
круговая диаграмма его рабочего цикла приведены на рис. 13 и 14.