Тяговый электродвигатель ЭД118А опирается на ось колесной пары через два
разъемных моторно-осевых подшипника (рис. 10). Верхний вкладыш 24
устанавливается в прилив остова двигателя, а нижний 2, имеющий окно под
пакет фитилей 15 смазывающего устройства, — в корпус подшипника 16,
который крепится к остову двигателя четырьмя болтами 20. От проворота
вкладыши удерживаются шпонкой 22.
Внутренняя полость корпуса моторно-осевого подшипника служит ванной для
заливки масла. Уровень масла контролируется по масломеру. Масло в места
трения между вкладышами и осью подается с помощью пакета фитилей (польстера)
смазывающего устройства. Корпус польстера 7 установлен и закреплен тремя
болтами 17 на приливах в корпусе моторно-осевого подшипника.
В плоских направляющих 4 корпуса польстера 7
помещена коробка 19, в которой с помощью скоб 28 закреплен пакет фитилей
15. Пластинчатые пружины 3, приклепанные к польстерной коробке,
обеспечивают плотное прижатие коробки к направляющим 4 и одновременно
предотвращают перемещение коробки при вибрации.
Для исключения контакта коробки с шейкой оси в случае износа пакета
фитилей коробка имеет заплечики, которые, упираясь в корпус 7,
ограничивают ее ход по направлению к оси. Пружина 10 обеспечивает
постоянное поджатие фитиля к шейке оси. Пакеты фитилей могут быть
набраны как из хлопчатобумажных ламповых фитилей, так и каркасного
войлока.
Тяговый электродвигатель ЭД118Б так же, как и ЭД118А, опирается на ось
колесной пары через два моторно-осевых подшипника, состоящих из двух
верхних вкладышей, установленных в прилив остова тягового двигателя, и
двух нижних вкладышей, установленных в корпус 14 (рис. 11). Нижние
вкладыши совместно с корпусом 14 составляют единый осевой подшипник 1,
который крепится к остову тягового двигателя болтами 11. Единый осевой
подшипник включает в себя две польстерные емкости (по одной для каждого
моторноосевого подшипника) и резервуар для масла. В резервуаре на крышке
20 установлен шестеренный насос 19, который приводится в действие от оси
колесной пары с помощью шестерен 17 и 18. При движении тепловоза масло,
нагнетаемое насосом 19, по системе каналов в осевом подшипнике поступает
в польстерные емкости, откуда самотеком через окна во вкладышах
проникает в зазор между шейкой оси колесной пары и вкладышем.
Отработанное в подшипниках масло по каналам сливается в масляный
резервуар, замыкая круг циркуляции. В момент трогания, когда насос не
обеспечивает подачу достаточного количества масла для смазки
моторно-осевых подшипников самотеком,
подача масла производится с помощью пакетов
фитилей, установленных в поль-стерных емкостях. Польстерное смазывающее
устройство электродвигателя ЭД118Б по конструкции аналогично
польстерному устройству электродвигателя ЭД118А.