Тепловоз приводится в движение шестью тяговыми электродвигателями,
получающими питание от главного (тягового) генератора. Электродвигатели
соединены в шесть параллельных цепей, что лучше позволяет реализовать
силу тяги при трогании с места и в аварийном режиме, когда отключен один
из электродвигателей. Схема предусматривает две ступени ослабления поля
(60 и 37%), что дает возможность расширить диапазон скоростей, при
которых используется полная мощность дизель-генератора. Ослабление поля
осуществляется подключением с помощью групповых контакторов ВШ1 и ВШ2
шунти-ровочных сопротивлений СШ1 — CI116 параллельно обмоткам
возбуждения тяговых электродвигателей.
Переход на ослабленное поле и обратно происходит автоматически с помощью
двух реле перехода РП1 и РП2, включающих и отключающих шунтиро-вочные
групповые контакторы ВШ1 и ВШ2. Перемена направления движения тепловоза
осуществляется изменением направления тока в обмотках возбуждения
тяговых электродвигателей с помощью переключающего реверсора ПР.
Принципиальная схема электрической передачи тепловоза 2ТЭ10Л приведена
на рис. 129.
К главному генератору Г тяговые электродвигатели подключаются с помощью
шести электропневматических поездных контакторов П1—П6. Они позволяют
разрывать цепи электродвигателей, чтобы предотвратить самопроизвольное
движение тепловоза, а также быстро отключить неисправный
электродвигатель.
Возбуждение генератор получает от возбудителя постоянного тока.
Намагничивающая обмотка возбудителя питается от синхронного
подвозбудителя через рабочие обмотки амплистата возбудителя АВ, а
размагничивающая — от вспомогательного генератора. Такая схема дает
возможность выполнить управление возбуждением на аппаратах небольшой
мощности. Возбудитель питает независимую обмотку возбуждения главного
генератора через контактор возбуждения КВ. В системе возбуждения
генератора применен селективный узел, состоящий из четырех
трансформаторов постоянного тока ТПТ1— ТПТ4, трансформатора постоянного
напряжения ТПН, балластных сопротивлений СБТТ, СБТН и выпрямительных
мостов В1 — В6. Суммарный сигнал от селективного узла подается на
управляющую обмотку ОУ амплистата АВ, выходной ток которого меняет
возбуждение возбудителя, что, в конечном итоге, приводит к изменению
напряжения главного генератора. Селективный узел ограничивает напряжение
главного генератора в зоне малых токов, что соответствует большой
скорости движения тепловоза, ограничивает ток генератора при малых
скоростях движения.
Постоянство мощности в рабочем диапазоне внешней характеристики главного
генератора поддерживается регулятором мощности дизель-генератора.
Совместная работа селективного узла возбуждения и регулятора мощности
обеспечивает заданный уровень мощности, ограничения максимальных
значений тока и напряжения главного генератора.
Регулирование скорости тепловоза и силы тяги
происходит путем изменения возбуждения главного генератора и частоты
вращения вала дизеля. Кроме применения более совершенной системы
возбуждения, в электрической схеме тепловоза 2ТЭ10Л по сравнению с
тепловозом ТЭЗ имеется ряд новых узлов:
а) аварийная схема возбуждения на случай выхода из строя элементов
селективного узла;
б) предварительное снятие возбуждения перед отключением поездных
контакторов;
в) автоматический пуск дизеля;
г) параллельное соединение аккумуляторных батарей двух сочлененных
секций на время пуска дизелей;
д) возможность перехода машиниста для управления из одной кабины в
другую без остановки дизеля.
С 1971 г. в электрическую схему тепловоза введен ряд усовершенствований:
жесткие динамические характеристики, обеспечивающие постоянство
напряжения генератора в момент пробоксовывания колесной пары; прокачка
масла осуществляется до конца пуска дизеля; на нулевой и первой позициях
контроллера отключается дополнительно пять топливных насосов, при этом
дизель работает только на пяти насосах, в качестве реле времени
применено новое полупроводниковое реле типа ВЛ-21;
введен сигнализатор обрыва тормозной магистрали;
вместо реле обратного тока и контактора Б в цепь вспомогательного
генератора включен диод зарядки батареи;
исключено устройство от «Разноса дизеля»; схема управления холодильником
выполнена на диодах; вместо тахогенератора применен бесконтактный
тахометрический блок; для получения экономичных характеристик дизеля по
расходу топлива на промежуточных позициях применена схема подпитки
возбуждения;
изменен узел ограничения тока на низших позициях, что позволяет получать
большею силу тяги при трогании;
усовершенствована схема защиты от боксования: повышена чувствительность
реле боксования, введено частичное снижение мощности при боксовании и
ступенчатое ее восстановление после прекращения боксования;
введена раздельная подача песка под первую и четвертую колесные пары, а
также кнопка ручной подачи песка только под первую колесную пару;
изменена цепь питания катушки контактора КВ; на ослабленном поле тяговых
двигателей он отпадает только после отключения шунтировочных
контакторов, что уменьшает подгар шунтировочных контакторов обратным
током самоиндукции тяговых двигателей при быстром сбросе рукоятки
контроллера в нулевое положение;
усовершенствована схема пожарной сигнализации.
Все перечисленные изменения разобраны подробно в соответствующих
разделах описания электрической схемы.
Управление тепловозом обеспечивается с пульта машиниста. Машинист имеет
возможность пустить или остановить дизель ведущей или ведомой секции. С
помощью рукоятки контроллера и других органов управления можно начать
движение тепловоза, остановить его, изменить направление движения.
Измерительные приборы и сигнальные лампы на пульте управления позволяют
следить за работой и состоянием дизель-генераторной установки и
тепловоза в целом.Имеющаяся на тепловозе автоматическая сигнализация с
автостопом связана со схемой управления и обязывает машиниста выполнять
все действия по обеспечению безопасности движения. В случае нарушения
бдительности машиниста система снимает нагрузку с дизеля и включает
экстренное торможение всего поезда с соответствующими записями на ленте
скоростемера. Для оперативной связи с дежурными по станции при движении
на тепловозе имеется радиостанция.