Датчики-реле давления Д250Б и РД-1-ОМ и
температуры Т-35 тепловоза 2ТЭ116
предназначены для контроля давления масла в системе дизеля в момент
пуска (Д250Б), контроля давления воздуха в тормозной и питательной
магистралях воздушной системы тепловоза (РД-1-ОМ5-02, рис. 138) и
контроля температуры в водяной и масляной системах тепловоза
(Т-35-01-03). Работу и устройство рассмотрим на примере датчика-реле
РД-1-ОМ5-02. Датчик-реле состоит из следующих основных частей:
чувствительной системы, узла настройки уставки, узла настройки зоны
нечувствительности, передаточного механизма, переключателя, демпфера и
штепсельного разъема.
Принцип действия прибора основан на уравновешивании силы, создаваемой
давлением контролируемой среды на сильфон, силами упругих деформаций
сильфона и пружины. Изменение равновесия сил, вызванное изменением
давления контролируемой среды, приводит к перемещению рычагов,
осуществляющих переключение контактов прибора.
Узел настройки уставок состоит из пружины сжатия 5, снабженной гайкой
(пробкой) с индексом 14 и
винта настройки 12, с помощью которого задается давление срабатывания.
Индекс 14 показывает по шкале 10 уставок значение контролируемого
давления. Степень сжатия пружины 5 определяет контролируемое давление.
Узел настройки зоны нечувствительности состоит из пружины растяжения 7,
снабженной гайкой (пробкой) с индексом 8, и винта настройки 11. С
помощью винта 11 производится настройка зоны нечувствительности,
значение которой можно оценить по положению индекса на шкале 9. Величина
зоны нечувствительности определяется степенью растяжения пружины 7.
Передаточный механизм прибора включает в себя шток 3 и закрепленный на
оси 20 угловой рычаг 18, состоящий из двух рычагов — горизонтального и
вертикального, взаимное положение которых регулируется с помощью винта
19. Переключатель 17 состоит из рычага 28, пружины 26, вилки 27,
контактной пружины с контактом 25, двух неподвижных контактов 23 и 24.
Демпфер представляет собой угловой рычаг 15 с грузом 13 на конце,
шарнирно связанным с рычагом 18 передаточного механизма. Введение
демпфера в прибор обеспечивает ему устойчивую работу при механических
нагрузках. Электрический кабель к приборам присоединяют через
штепсельный разъем 22. В приборах типа Т-35 чувствительная система
представляет собой термобаллон, заряженный специальной жидкостью,
который совместно с капиллярной трубкой и сильфоном образует
манометрическую жидкостную термосистему. При изменении температуры
контролируемой среды, окружающей термосистему, объем жидкости в ней
изменяется и воздействует на сильфон, что приводит к перемещению
рычагов, осуществляющих переключение контактов прибора.
Во время работы прибора РД-1-ОМ5-02 жидкость поступает в полость между
корпусом 1 и сильфоном 2. При повышении контролируемого давления
относительно значения, установленного на шкале 10, сильфон 2 сжимается,
шток 3 перемещается вверх, преодолевая сопротивление пружины 5, и
поворачивает рычаг 18 вокруг оси 20 по часовой стрелке. Свободный конец
горизонтальной части углового рычага 18, войдя в зацепление с рычагом 6
зоны нечувствительности, подключает пружину зоны нечувствительности. Для
настройки прибора на заданные давления срабатывания служат винты
11 и 12.