(рис. 131) различных серий предназначены для защиты электрических
установок постоянного и переменного тока при перегрузках и коротких
замыканиях, а также для нечастых оперативных коммутаций силовых
электрических цепей.
На тепловозе 2ТЭ116 применены автоматические выключатели А63, АК63, АЗ
100. Автоматические выключатели А63 и АК63 — одно- и двухполюсные
предназначены для коммутации и защиты цепей постоянного тока напряжением
110 В; автоматический выключатель АК63-ЗМГ-32-12 Iн коммутирует цепь
электродвигателя привода охлаждения выпрямительной установки, питаемый
трехфазным напряжением от одной из звезд тягового генератора.
Автоматические выключатели А3100 предназначены для защиты при
перегрузках и коротких замыканиях и для нечастых оперативных коммутаций
цепей электродвигателей вентиляторов обдува тяговых электродвигателей и
мотор-вентиляторов холодильной камеры.
На рис. 131 приведен общий вид выключателя АК63, смонтированного в
корпусе 14, который с одной стороны закрывается крышкой 18, имеющей
прорезь для перемещения рукоятки 20, с другой стороны — дном 1. Контакты
27 коммутирующего устройства прикреплены к корпусу 14, а контакты 28 с
помощью пружины 25 и стержня 26 — к барабану 23. Механизм управления
состоит из системы рычагов, стойки 24 и пружины 21, обеспечивающих
мгновенное замыкание и размыкание контактов 27, 28 независимо от
скорости движения рукоятки. Система рычагов одним концом оси крепится к
барабану 23, другим через пружину 21 — к рукоятке 20. Барабан 23 связан
со стойкой 24 осью 22.
Выключатель включают перемещением рукоятки 20 из положения а в положение
в. Движение рукоятки 20 через пружину 21, систему рычагов механизма
управления передается барабану 23. Вместе с барабаном перемещаются
контакты 28, замыкая цепь. Система рычагов удерживается в определенном
положении рычагом 13. Отключение выключателя вручную производится
обратным движением рукоятки.
Автоматически выключатель отключается расцепителем при токах перегрузки
и токах короткого замыкания независимо от того, удер-живается или не
удерживается рукоятка 20 во включенном положении. Расцепитель состоит из
реле, коромысла, рейки и механизма свободного расцепления. Реле
расцепителя с гидравлическим замедлением представляет собой
электромагнитную систему с двумя подвижными частями: якорем 9 и
плунжером 2. Якорь и плунжер являются частью магнитопровода. Плунжер 2 и
пружина 6 перемещаются внутри трубки 3. Трубка размещена внутри катушки
4. В трубку заливается кремнийорганическая жидкость 5, замедляющая
движение плунжера.
Якорь 9 притягивается к полюсному наконечнику 7 при токах перегрузки
(1,2—2)Iн, когда плунжер подходит к полюсному наконеч-нику. При больших
токах и токах отсечки якорь притягивается до подхода плунжера. Движение
якоря через коромысло 10 передается рейке 12. Перемещение рейки выводит
из зацепления рычаг 13 механизма свободного расцепления, который
приводит в движение систему рычагов механизма управления. Оба механизма
под действием пружины 21 возвращаются в первоначальное положение.
Барабан 23 поворачивается. Контакты 28, 27 размыкаются, производя
двойной разрыв цепи. Рукоятка 20 занимает положение в. Якорь 9 и рейка
12 под действием пружин 8 я 11 возвращаются в исходное положение. Для
включения выключателя после автоматического отключения необходимо
перевести рукоятку 20 в положение а для того, чтобы рычаг 13 вошел в
зацепление с рейкой, а затем в положение в.