(рис. 97) имеет корпус 8, который установлен на раме тележки 15. Шток 4
одним концом упруго через амортизаторы 1, сухари 2 и обоймы 3 прикреплен
к кронштейну буксы 14, а второй его конец аналогично соединен со
стальным поршнем 5, зажатым пружиной 10 между двумя вкладышами 7.
Вкладыши имеют накладки 6 из фрикционного материала — лента тормозная
вальцованная толщиной 6—8 мм с коэффициентом трения по стали не менее
0,39. При колебаниях надрессорного строения происходит перемещение рамы
тележки относительно колесной пары с буксой. Это вызывает перемещение
поршня 5 между вкладышами 7, которые под
воздействием пружины 10, установленной в крышке 11,
создают по контактирующим поверхностям поршня гасителя силу трения,
являющуюся активной силой демпфирования колебаний. Для предохранения от
попадания пыли, влаги на рабочие поверхности гасителя сверху на корпус 8
устанавливают быстросъемный пластмассовый кожух 9.
Демпфирующие свойства гасителя оценивают величиной силы трения, которая
составляет 4,65—5,2 кН (0,465—0,52 тс), или 5—5,5 % к подрессоренной
массе, приходящейся на буксовый узел. На основании динамических
испытаний тепловоза рекомендуется принимать силы трения в подвешивании в
диапазоне 5—6 %, что соответствует коэффициенту демпфирования 4—5,
представляющему собой отношение работы сил трения гасителей к работе
упругих сил системы рессорного подвешивания при изменении прогиба от
нуля до статического.
Фрикционный гаситель имеет симметричную характеристику (одинаковая при
движении вверх и вниз), не гасит вибрации (колебания с высокой частотой
и небольшими амплитудами). Применяется гаситель на тепловозе для гашения
вертикальных колебаний, которые могут развиваться с амплитудой ±30 мм и
частотой до 2 Гц, и боковой качки подрессоренных масс и устанавливается
в первой ступени подвешивания между подрессоренными (рама тележки) и
неподрессорен-ными (букса) элементами ходовых частей экипажа. Гашение
колебаний силой сухого трения, естественно, сопровождается интенсивным
износом поршня гасителя, фрикционных накладок, линейный износ которых
около 0,05 мм/ч. Поэтому эксплуатационного ресурса хватает по этим
быстроизнашивающимся элементам гасителя не более чем на 400 тыс. км
пробега тепловоза.
Повышение долговечности гасителей колебаний ведется в направлении
уменьшения силы трения покоя, совершенствования кинематики привода
гасителей, применения более износостойких фрикционных материалов и,
наконец, гидравлических гасителей колебаний вязкостного трения. В этих
гасителях сила сопротивления создается жидкостным трением
полиметалсилоксановой жидкости марки ПМС-800000, имеющей кинематическую
вязкость 0,8 м2/с (800 000 сет) в щелевом с радиальным зазором 0,20—0,65
мм четырехкамерном лабиринтном пространстве, образованном ротором и
статором гасителя. Сила сопротивления пропорциональна ширине зазора и
изменяется от скорости нелинейно (регрессивная характеристика). Привод
ротора гасителя осуществляется кривошипно-шатунным упругим механизмом от
буксового узла ходовой части экипажа. Ротационными жидкостного трения
гасителями колебаний оборудована опытная партия тепловозов 2ТЭ116 и
проходит эксплуатационные ресурсные испытания.