Электродвигатель П-72 предназначен для
привода вентиляторного колеса холодильной установки.
Станина двигателя 9 (рис. 120) цилиндрическая, стальная, из листовой
стали. В подшипниковом щите 3 со стороны коллектора предусмотрены люки
для осмотра и обслуживания коллектора 5 и щеточного устройства,
коллекторные люки закрыты специальными съемными крышками 1 с жалюзи. В
подшипниковом щите со стороны привода 13 предусмотрены окна для выхода
охлаждающего воздуха; окна закрыты решетками 17 из перфорированного
железа.
Главные полюса 10 набраны из электротехнической стали толщиной 0,5 мм и
закреплены заклепками. Добавочные полюса 8 изготовлены из одной стальной
отливки.
Катушки напряжения 11 выполняют из привода ПЭТВ-1 как сплошными, с
расположением токовых катушек 12 под катушкой напряжения, так и
разделенными на две полукатушки, с расположением токовых катушек
между ними. Катушки добавочных полюсов 6, а также
токовые катушки 12 намотаны из голой меди на ребро.
В некоторых случаях катушки добавочных полюсов и токовые наматывают из
провода ПСД.
Пакет железа якоря набирают из электротехнической стали толщиной 0,5 мм
со скосом пазов и насаживают непосредственно на вал двигателя. Пазы
железа якоря открытые, прямоугольные, обмотка якоря 15 выполнена из
провода ПСД. В пазах, а также на лобовых частях обмотка удерживается
бандажами 7 из стальной проволоки. Обмотки якоря и полюсов пропитываются
в кремнийорганическом лаке и покрываются снаружи эмалью № 96 печной
сушки.
Двигатель имеет бескапсульное исполнение подшипниковых узлов. Причем со
стороны привода применяются роликоподшипники 16, а со стороны коллектора
— шарикоподшипники 2.
Вентиляция двигателя аксиально-вытяжная, с центробежным вентилятором 14
на валу машины. Вентилятор 14 литой, силуминовый, с залитой в ступицу
стальной втулкой для посадки на вал. Воздух засасывается через жалюзи
крышек 1 подшипникового щита со стороны коллектора, проходит через
машину и выбрасывается вентилятором через решетки верхнего
подшипникового щита 17.
Для защиты от радиопомех служат конденсаторы 19 типа КЗ, установленные в
коробке выводов 18 и подключенные к зажимам.
Траверса 4 литая, чугунная. Бракеты прессованные, из пресспорошка АГ4.
Жгутики щеток присоединены к медной пластине, расположенной на бракете;
щетки марки ЭГ-14. Нормальное нажатие щеток должно быть не более 200—250
Г/см2.