На тепловозе установлены три вида фрикционных
колодочных тормозов: вспомогательный прямодействующий (локомотивный),
автоматический (поездной) и ручной. Вспомогательный тормоз действует
только на тормозные колодки колесных пар тепловоза. Автоматический
(поездной) тормоз выполнен с пневматическим и электропневматиче-ским
управлением нажатия колодок на бандажи колесных пар поезда.
Пневматический тормоз приходит в действие при понижении давления сжатого
воздуха в тормозной магистрали и отпускает тормоза при повышении
давления, а электро-пневматический — без снижения давления воздуха в
магистрали.
Ручной тормоз, установленный в передней кабине машиниста как резервный
для фиксации тепловоза на стоянке, соединен с рычажной системой
пневматического тормоза и действует на три пары колодок передней
тележки.
Установка на тепловозе пневматического и электропневма-тического
тормозов, отличающихся системой управления, предусматривает наличие
тормозных приборов и устройств для работы пневматической и электрической
схем. Работа электро-пневматического тормоза основана на использовании в
тормозном цилиндре энергии сжатого воздуха при электрическом управлении
тормозными процессами. При порче электрического управления тормоза
действует пневматическое. Поэтому на тормозе дополнительно к тормозному
оборудованию пневматического тормоза устанавливают источник
электрической энергии постоянного и переменного тока, контроллер,
электровоздухораспределитель, блок управления, провода, розетки и другое
оборудование.
Тормозное оборудование автоматической тормозной системы тепловоза
состоит из тормозных приборов, рычажной передачи, воздухо- и
электропроводов. По назначению тормозные прибо-ры, установленные на
тепловозе, разделяют на приборы питания, приборы управления и приборы
торможения. К приборам питания относятся: тормозной компрессор, главные
резервуары, регуляторы давления, предохранительные клапаны и др.; к
приборам управления: кран машиниста с контроллером уел. № 395-000, кран
вспомогательного тормоза локомотива уел. № 254, блок питания БП-ЭПТ-11,
блок управления БУЭПТ-11, манометры, вольтметры, скоростемер, кран
двойной тяги и др., г к приборам торможения — воздухораспределитель уел.
№ 292-001, электровоздухораспределитель уел. № 305-000, реле давления
уел. № 304, тормозные цилиндры и запасные резервуары.