Ослабление поля тяговых электродвигателей
тепловоза ТЭП70
Ослабление поля тяговых электродвигателей
производят при работе САР и аварийном возбуждении генератора. Включение
и выключение контакторов ослабления поля КШ1 и КШ2 осуществляют
автоматически при помощи реле РП1 и РП2) а в случае выхода их из строя —
вручную тумблерами Т61 «Ручное управление переходом I» и Т62 «Ручное
управление переходом II».
Для автоматического управления контакторами КШ1 и КШ2 включают
выключатель АВ2 «Управление переходом». При этом питание на катушки
контакторов КШ1 и КШ2 подается через контакты реле РП1, РП2. Реле
перехода имеет катушки токовую и напряжения. Сигнал, пропорциональный
току тягового генератора, поступает от трансформатора постоянного тока
ТрПТ5, выпрямляется мостом В1 блока БС2 и проходит через последовательно
включенные токовые катушки реле РП1 и РП2 по цепи: мост В1, провод 287,
токовая катушка реле РП2, провод 288, токовая катушка реле РП1, провод
289, шунт Ш6, провод 290, резистор Rp9, провод 320, участок Р2—РЗ
резистора Rp8, провода 282 и 312, мост В1. Резистор Rpm предназначен для
изменения величины тока в катушках реле РП1 и РП2 при настройке. Катушки
напряжения реле перехода включены на напряжение тягового генератора
последовательно с регулируемыми резисторами Rpnml и Rpmn2.
Действие токовой и напряжения катушек реле противоположно, причем
катушка напряжения стремится замкнуть контакты реле, а токовая катушка и
специальная пружина — разомкнуть. Если скорость движения тепловоза
увеличивается, то напряжение генератора также повышается, а ток
уменьшается. Благодаря этому будет усиливаться действие катушки
напряжения реле и ослабляться действие токовой катушки. При определенном
соотношении напряжения и тока генератора (см. линию включения контактора
КШ1 на рис. 78) реле РП1 включится и замкнет свой контакт в цепи катушек
контактора КШ1. Контактор К.Ш1, включившись, силовыми контактами
подключает параллельно обмоткам возбуждения электродвигателей ЭТ1—ЭТ6
соответствующие участки резисторов ослабления возбуждения Rml—Rm6.
Одновременно замыкаются контакты контактора К.Ш1 между проводами 452 и
453, 454 в цепи катушки напряжения реле РП2, подготавливая реле РП2 к
включению. Контакты контактора КШ1 между проводами 448 и 449 размыкаются
и вводят в цепь катушки напряжения реле РП1 участок Р1—РЗ резистора
ЯрпшЛ подготавливая реле РП1 к отпаданию. Если скорость движения
тепловоза продолжает увеличиваться, то при новом соотношении тока и
напряжения генератора (см. линию включения контактора КШ2 на рис. 78)
включится реле РП2 и контактор КШ2. Силовые контакты КШ2 замыкают цепи
резисторов ослабления возбуждения Rml—Rm6, а блокировочный контакт
контактора КШ2, разомкнувшись между проводами 450 и 451, подготавливает
реле РП2 к отпаданию.
Отпадание реле перехода происходит при соотношениях тока и напряжения
генератора, показанных на рис. 78 (см. линии выключения контакторов К.Ш2
и КШ1), причем вначале отпадает реле РП2 и контактор КШ2, затем реле РП1
и контактор КШ1. Требуемая последовательность срабатывания и отпадания
реле перехода достигается соответствующей настройкой величин
сопротивлений в цепях катушек напряжения реле РП1 и РП2.
При ручном управлении контакторами ослабления возбуждения выключают
выключатель «Управление переходом» и пользуются тумблерами Т61 и Т62. До
XII позиции контроллера машиниста включено реле РУ1, а его контакт между
проводами 604 и 605 в цепи катушек контактора КШ1 разомкнут. В связи с
этим ослабление возбуждения тяговых электродвигателей при ручном
управлении возможно только на позициях выше XII, а на более низких
позициях электродвигатели работают с полным возбуждением. Чтобы
обеспечить требуемую последовательность включения контакторов (сначала
КШ1г затем КШ2), в цепь ручного включения контактора К.Ш2 введен
замыкающий контакт контактора К.Ш1 (между проводами 609 и 313), а
тумблер Т62 включен после тумблера Т61.