Приведение тепловоза в движение осуществляют
следующим образом. Устанавливают реверсивную рукоятку контроллера
машиниста в положение, соответствующее желательному направлению движения
— «Вперед» или «Назад». Для дальнейшего рассмотрения примем, что
рукоятка установлена в положение «Вперед». Включают на пульте управления
автоматический выключатель АВ1 «Управление тепловозом». Переводят
главную рукоятку контроллера на I позицию.
При этом электрические аппараты включаются в такой последовательности.
Получает питание катушка электропневмати-ческого вентиля Ре реверсора Р
по цепи: выключатель АВ6 «Управление», провода 829 и 835, контакты 2 и 1
контроллера, провод 500, выключатель АВ1 «Управление тепловозом»,
провода 501 и 502, контакт устройства блокировки тормоза УБТ, провода
503 и 504, контакт электропневматического клапана автостопа ЭПКА
(замкнут накоротко временно по указанию ЦТ МПС), провода 505, 506 и 508,
контакт реле РУ9 (реле включено, см. схему), провода 509, 510 и 512,
контакт ВП реверсивной рукоятки контроллера, провода 513, 514 и 516,
катушка Ре, провод 1234, клемма 1/4 «минус». Кулачковый вал реверсора
поворачивается и замыкает силовые контакты
реверсора Р в цепях тяговых электродвигателей и
блокировочный контакт Р в цепи управления (на схеме эти контакты
показаны в замкнутом положении).
После замыкания контактов реверсора Р между проводами 517 и 518 получает
питание катушка реле РВ2 по цепи: провод 525, контакты реле РУЗ (защита
дизеля по температуре воды и масла), реле РУ2 (защита дизеля по давлению
масла), реле РУ5 (защита генератора и выпрямительной установки от
внешних коротких замыканий), реле РМ2 (защита от внутренних коротких
замыканий), контакт реле заземления РЗ, контакт реле давления воздуха
РДВ, контакты блокировочных устройств дверей высоковольтной камеры БД1—БДЗ
и выпрямительной установки БД4 и БД5, провода 549 и 550, контакт реле
РУ4 (блокировка I позиции), провод 551 (описание перечисленных защитных
устройств будет дано ниже).
Реле РВ2 включается и без выдержки времени замыкает своим контактом,
имеющим выдержку времени на размыкание 2 с, цепь катушек
электропневмэтических вентилей поездных контакторов КП1—КП6. Катушки
электропневматических вентилей поездных контакторов КП1—/(776 получают
питание от выключателя АВ5 «Топливный насос» по цепи: контакт ключа Кн5,
тумблеры Т64 и Т65, клеммы 3117—18, провод 571, контакт реле РВ2, провод
572, контакты отключателей тяговых электродвигателей (тумблеры) ОМ1—ОМ6,
провода 573—578. Включившись, контакторы КП1—КП6 силовыми контактами
подключают тяговые электродвигатели ЭТ1—ЭТ6 к выпрямительной установке
ВУ, а блокировочными контактами замыкают цепь питания (между проводами
556—562) катушек контакторов возбуждения КВВ и КВГ.
Контактор КВГ силовым контактом (между проводами 410 и 411) подключает
обмотку возбуждения генератора Г к блоку возбуждения БВГ, а
блокировочным контактом (между проводами 554 и 555) шунтирует контакт
реле РУ4 в цепи катушек реле РВ2 и контакторов КВВ и КВГ. Силовой
контакт контактора КВВ, включенный между проводами 391 и 392, замыкает
цепь питания обмотки возбуждения синхронного возбудителя СВ, а
блокировочный контакт КВВ, включенный между проводами 381 и 382,
замыкает цепь питания напряжением 110 В (постоянного тока) блока
управления возбуждением БУВ. После включения контакторов КВВ и КВГ
система автоматического регулирования возбуждает тяговый генератор Г, на
клеммах генератора появляется напряжение, тяговые электродвигатели
начинают вращаться, тепловоз приводится в движение.
Изменение мощности тепловоза, а следовательно, режима его движения
производят перемещением рукоятки контроллера машиниста, т. е. изменением
частоты вращения дизель-генера-гора. При этом регулирование параметров
дизеля и электропе-редачи осуществляется автоматически регулятором
дизеля и САР. Принцип работы этих устройств описан выше.
При переводе главной рукоятки контроллера машиниста с рабочей позиции в
нулевую разрывается цепь питания катушек контакторов КВВ, КВГ и реле
РВ2. Контакторы КВВ и КВГ отключаются, разрывая цепи возбуждения
тягового генератора. С этого момента ток в цепи тяговых
электродвигателей начинает быстро уменьшаться. Через 2 с размыкается
контакт реле РВ2 между проводами 571 и 572 в цепи катушек поездных
контакторов КП1—КП6. Контакторы выключаются и разрывают цепи питания
тяговых электродвигателей. Благодаря выдержке 2 с, в момент размыкания
силовых цепей токи в них имеют небольшую величину, что предохраняет
контакты контакторов КП1—КП6 от повреждения электрической дугой (под-гаров)
и увеличивает их срок службы.