Схема привода вентиляторов холодильника (рис. 46).
На тепловозах ТЭП70 применен гидростатический привод вентиляторов
холодильника с плавным регулированием частоты вращения. Мощность от
дизеля к вентиляторам передается шестью гидромашинами
типа МН 250/100, в работе которых используется энергия статического
давления жидкости. Три машины работают в качестве насосов, три другие —
в качестве моторов, приводящих во вращение три вентиляторных колеса.
Гидронасосы 2, 3 и 4 приводятся во вращение от коленчатого вала дизеля
через редуктор (мультипликатор) 1, в который они органически встроены.
Закачивая рабочую жидкость (масло) из бака 12, они нагнетают его под
высоким давлением (от 40 до 100 кгс/см2 в зависимости от режима)
соответственно в гидромоторы 7, 10 и 13, вращающие вентиляторные колеса
8, 9 и 14. Частота вращения вентиляторов регулируется изменением расхода
масла, подаваемого в гидромоторы, при помощи дросселирования (насосы
работают с постоянной производительностью, и к моторам поступает за счет
перепуска только часть потока). Перепуском масла управляют установленные
параллельно гидромоторам терморегуляторы 5, 6 и 32 (один — в контуре
охлаждения воды, два-—в контуре охлаждения масла), имеющие термодатчики,
омываемые соответственно водой и маслом дизеля.
Терморегулятор 32 управляет частотой вращения вентилятора 14 в
зависимости от температуры воды, а терморегуляторы 5 и 6 — вентиляторами
8 и 9. В зависимости от температуры омывающей среды изменяется объем
наполнителя термодатчика и происходит перемещение золотника
терморегулято-ра. Когда сливная щель перекрыта полностью, все масло
поступает к гидромотору, который работает с максимальной расчетной
частотой вращения.
В связи с неизбежными утечками в гидромашинах частота вращения
вентилятора будет меньше частоты вращения гидронасоса. Для неизношенных
гидромашин, по опытным данным, «просадка» частоты вращения при давлении
100 кгс/см3 составляет 35—40 об/мин. При полностью открытой перепускной
щели (золотник в крайнем нижнем положении) все масло, минуя гидромотор,
поступает в сливной (всасывающий) трубопровод. При промежуточных
температурах сливная щель перекрывается частично и вентиляторное колесо
будет работать с частотой вращения, пропорциональной количеству
поступающего к гидромотору масла. Таким образом осуществляется
бесступенчатое регулирование частоты вращения гидромотора при помощи
терморегулятора.
Система гидропривода имеет три независимых контура. В каждый контур
включены параллельно масляные фильтры 15, 22 и 28 со степенью очистки 45
мк и фильтры тонкой очистки масла 16, 23 и 29 со степенью очистки 25 мк.
Для обеспечения нормальной работы гидропривода (температура масла не
более 60—70°С) при температуре окружающего воздуха плюс 40—45°С
предусмотрено охлаждение масла. Для этого охлаждающее устройство имеет
три короткие (рабочая длина 525 мм) масляные секции 17, 25 и 26,
включенные параллельно с фильтрами. Масло, поступающее на слив из
гидромоторов и терморегуляторов, вместе с утечками из гидромоторов и
фильтров проходит через соединенные параллельно фильтры (при этом часть
потока, проходящая через масляные фильтры 15, 22 и 28, охлаждается в
воздухомасляных секциях) и поступает во всасывающий трубопровод
гидронасосов.
Масляный бак 12, установленный в крышевом блоке над дизелем,
предназначен для компенсации масла в случае утечек, а также обеспечения
некоторого подпора (0,5—0,7 кге/см2) во всасывающем трубопроводе
гидронасосов, повышающего надежность работы. Бак снабжен стеклом для
контроля за уровнем масла. Давление в нагнетающем трубопроводе
показывают манометры 18, 19 и 20, присоединенные к клапанным коробкам
гидронасосов. Гидромоторы клапанных коробок не имеют. Для слива масла из
системы служит клапан 31. Вентиль 27 и краны 21, 24 и 30 предназначены
для отключения подпитки из бака в целом от системы или в отдельности от
каждого контура.