Терморегулятор охлаждающих жидкостей тепловоза ТЭП70

  Главная      Учебники - Тепловозы     Пассажирский тепловоз ТЭП70 (В. Г. Быков) - 1976 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

Размещение охлаждающего устройства тепловоза ТЭП70 и принцип работы

 

 

Терморегулятор охлаждающих жидкостей тепловоза ТЭП70

 

 

 Регулирование температуры охлаждающих жидкостей осуществляется автоматически путем непрерывного (плавного) изменения частоты вращения вентилятора. Для этого в системе автоматического регулирования температуры дизеля (САРТ) применен терморегулятор (рис. 51), состоящий из нижней (командной) и верхней (исполнительной) частей. Командным элементом терморегулятора является термобаллон (термодатчик) 8, заполненный церезином — кристаллическим веществом, обладающим большим коэффициентом объемного расширения. Сверху термодатчик закрыт резиновой диафрагмой 7. Для усиления теплопроводности термодатчики наполнены не чистым церезином, а в смеси с алюминиевой пудрой
ПАК (ГОСТ 5494—71) в весовом соотношении 30% алюминиевой пудры и 70% церезина.

Термодатчик работаем следующим образом. При переходе наполнителя в жидкую фазу центральная утолщенная часть резиновой диафрагмы 7 перемещается вверх, выталкивая по каналу корпуса да1чика резиновую пробку 6. Для увеличения линейного перемещения толкателя 5 (и рабочего органа, связанного с ним) относительно линейного перемещения диафрагмы, воспринимающей давление наполнителя, пробка изготовлена с соотношением площадей нижней и верхней частей 1:6. Таким образом, объемное расширение наполнителя в термобаллоне, помещенном в охлаждающую жидкость, в конструкции терморегулятора преобразуется в линейное перемещение толкателя 5, который в свою очередь перемещает золотник 3, управляющий подачей жидкости к гидромотору. У термодатчика 8 ход толкателя равен 6,5 мм при температуре воды 69± ±ГС и 10,5 мм при температуре воды 80±2°С и не более

12 мм при температуре воды 90±2°С. Относительно небольшие линейные перемещения диафрагмы и пробки способствуют уменьшению их износа.

Поверхности бронзового корпуса датчика, соприкасающиеся с пробкой, должны иметь высокий класс шероховатости. Кроме того, при сборке датчика трущиеся поверхности пробки и диафрагмы должны быть покрыты тонким слоем талька.

После наполнения и сборки термодатчика снимают его статическую характеристику, представляющую зависимость выхода толкателя от температуры омывающей датчик жидкости. Скорость нагревания воды в термостате при снятии характе-ристики должна быть 0,5—ГС/мин. Отношение величины выхода толкателя в интервале температур к самому интервалу () называется коэффициентом усиления датчика.


В интервале температур 69—80°С, на который регулируют датчик, статическая характеристика почти прямолинейна и
коэффициент усиления датчика.


Статическая неравномерность регулирования температурного режима допускается до 12°С и может быть снижена увеличением коэффициента усиления датчика. На величину статической неравномерности температуры влияет также место установки термодатчика. Поэтому их следует устанавливать только в «горячий» теплоноситель, т. е. поток воды или масла на выходе из дизеля.

Терморегуляторы тепловоза ТЭП70 установлены на трубопроводы воды (один) и масла (последовательно два) на выходе из дизеля. При температуре жидкости 69±1°С, омывающей термодатчик, объем наполнителя, перейдя из твердой фазы в жидкую, начнет расширяться и через диафрагму 7 (см. рис. 51), пробку 6 и толкатель 5 переместит золотник 3 вверх. При этом рабочая кромка золотника начнет постепенно перекрывать кольцевую щель Д. Масло начнет поступать к гидромотору, который приведет во вращение колесо вентилятора. По мере уменьшения размеров щели будет увеличиваться количество масла, поступающего к гидромотору, и частота его вращения будет возрастать. Количество масла на сливе будет уменьшаться. Когда золотник полностью перекроет щель Д, весь расход масла от насоса будет поступать к гидромотору, выходной вал которого с вентиляторным колесом будет вращаться с максимальной (расчетной) частотой вращения. При этом температура жидкости (воды или масла), омывающей термодатчик, должна быть выше 80±2°С. При понижении температуры жидкости наполнитель сжимается, щель Д будет увеличиваться и часть масла начнет поступать на слив. При температуре ниже 69±1°С пружина 2 возвращает золотник в нижнее положение, все масло идет на слив, не поступая к гидромоторам. Вентиляторы перестают вращаться, прекращается дальнейшее охлаждение воды и масла дизеля. Таким образом, в пределах выбранного интервала регулирования терморегулятор плавно меняет частоту вращения гидромотора (вентилятора).

При выходе из строя термодатчика или для проверки работы вентилятора возможно перемещать золотник вручную при помощи плавной подтяжки болта 10 и вилки 9. Если при подтянутом золотнике остановлен дизель, то перед новым пуском вилку необходимо опустить. Золотник по втулке и пояску корпуса должен ходить свободно, без заеданий при допустимом зазоре между ними 0,03 мм. Хвостовик золотника уплотняется при помощи двух резиновых манжет 13, фиксируемых упор-иыми кольцами. Манжеты работают под давлением 1,3—

1,5 кгс/см*.

Регулировочный винт 12 предназначен для небольшой корректировки характеристики термодатчика без снятия его с тепловоза. Например, если вентилятор начинает вращаться при температуре воды на выходе из дизеля ниже 68°С, то следует ввернуть винт 12 в тело золотника на один оборот, при этом золотник переместится на 1 мм и начало вращения вентилятора произойдет примерно на 2°С позже. Если вентилятор начинает вращаться при температуре выше 70°С, то винт 12 необходимо вывернуть на 1—1,5 оборота. Для предохранения диафрагмы термодатчика максимальный регулировочный ход винта выбран ±1,5 мм. При погрешности термодатчика свыше 2—3°С его необходимо снять и произвести подрегулировку за счет изменения объема наполнителя. Перед постановкой на тепловоз окончательно собранный терморегулятор испытывают на стенде.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 51. Терморегулятор:
I — фланец; 2 — пружина; 3 — золотник;  4 — корпус; 5 — толкатель; 6 — пробка; 7 — диафрагма; 8 — термодатчик о наполнителем; 9 — вилка; 10 — болт-
II — предохранитель; 12 — регулировочный винт; 13 — манжета; Д — кольцевая щель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..