Тяговый электрический двигатель ЭД-120АУ1
тепловоза ТЭМ7
(рис. 97) типа ЭД-120АУ1 представляет собой четырехполюсную
электрическую машину постоянного тока последовательного возбуждения с
независимой нагнетательной вентиляцией и широким изменением частоты
вращения якоря. Электродвигатель имеет один свободный конусный конец
вала якоря, на который насаживается ведущая шестерня тягового редуктора.
Электродвигатель состоит из корпуса, якоря, подшипниковых щитов,
подшипников, щеткодержателей, главных и добавочных полюсов и имеет 4
вывода обмоток: 2 вывода обмоток якоря и 2 вывода обмотки возбуждения.
Принципиальная электрическая схема соединения обмоток и маркировка
зажимов двигателя приведена на рис. 97, г.
Корпус 15 электродвигателя, являющийся одновременно магнито-проводом
магнитной системы и основой для сборки всех узлов, изготовлен из стали в
виде неравностороннего восьмигранника, обусловленного ограниченными
габаритами, расположением и конструкцией под-ний. Лобовые вылеты
закреплены стеклобандажом, а в пазах обмотка закреплена при помощи
изоляционных клиньев.
Коллектор 9 собран из пластин, вырубленных из медных полос с присадкой
серебра (кадмия) вместе с петушками. Он насаживается на вал 28
(промежуточную втулку) с упором в переднюю нажимную шайбу. Пластины
коллектора стянуты в арку гайкой через пружинное кольцо, позволяющее
получить равномерное и стабильное давление на опорные поверхности
«ласточкиных хвостов» пластин и изолирующих манжет. Соединение деталей
коллектора обеспечивает герметичность его внутрен-
них полостей и исключает проникновение внутрь коллектора воды и влаги в
количествах, снижающих сопротивление изоляции якоря.
Полюса электродвигателя выполнены в виде единого моноблока с изоляцией
катушек «Монолит-2» и состоят из катушек 16, 20 и сердечников 17, 18.
Крепление главных полюсов к корпусу электродвигателя осуществляется при
помощи болтов, вворачиваемых в стержень, вставленный в специальное окно
вдоль оси сердечника полюса, а добавочных — при помощи проходных болтов
и гаек.
Подшипниковые щиты 8 и 23 установлены в расточках (горлови-
нах) корпуса и крепятся к нему по внешнему
периметру болтами. Подшипниковые узлы имеют специальные камеры для сбора
отработанной в процессе эксплуатации смазки.
Электродвигатель имеет четыре щеткодержателя 11, закрепленных
посредством запрессованных в них пальцев (опрессованных стекловолокном
АГ-4С с изоляторами из дугостойкого материала) к кронштейнам 13,
приваренным к торцовой стенке корпуса так, что оси щеток и главных
полюсов совпадают. В каждом из щеткодержателей помещается по три щетки
10. Конструкция щеткодержателей предусматривает фиксирование положения
конца пружины для удобства осмотра и замены щеток.
Система вентиляции включает в себя люк в верхней части корпуса (над
коллекторной камерой), вентиляционные каналы в магнитной системе и в
якоре, а также люки в задней части корпуса в заднем подшипниковом щите.
Подсоединение кабелей питания электродвигателя осуществляется в
специальной коробке зажимов (рис. 97, б). Наконечник кабеля закрепляется
двумя болтами 34, его ввод в коробку герметизируется при помощи
уплотнительной втулки 33, обжимаемой на кабеле при затяжке болтов
крепления нажимной крышки
31. Расположение и маркировка выводных концов электродвигателей
приведены на рис. 97, д.
Рис. 97. Двигатель электрический тяговый типа
ЭД-120АУ1