Тяговый электрический двигатель ЭД-120АУ1 тепловоза ТЭМ7

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТЭМ7 (Г. С. Меликджанов) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 139   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

 

 

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ТЕПЛОВОЗА ТЭМ7
 


 

Тяговый электрический двигатель ЭД-120АУ1 тепловоза ТЭМ7

 

 

 


(рис. 97) типа ЭД-120АУ1 представляет собой четырехполюсную электрическую машину постоянного тока последовательного возбуждения с независимой нагнетательной вентиляцией и широким изменением частоты вращения якоря. Электродвигатель имеет один свободный конусный конец вала якоря, на который насаживается ведущая шестерня тягового редуктора. Электродвигатель состоит из корпуса, якоря, подшипниковых щитов, подшипников, щеткодержателей, главных и добавочных полюсов и имеет 4 вывода обмоток: 2 вывода обмоток якоря и 2 вывода обмотки возбуждения. Принципиальная электрическая схема соединения обмоток и маркировка зажимов двигателя приведена на рис. 97, г.

Корпус 15 электродвигателя, являющийся одновременно магнито-проводом магнитной системы и основой для сборки всех узлов, изготовлен из стали в виде неравностороннего восьмигранника, обусловленного ограниченными габаритами, расположением и конструкцией под-ний. Лобовые вылеты закреплены стеклобандажом, а в пазах обмотка закреплена при помощи изоляционных клиньев.

Коллектор 9 собран из пластин, вырубленных из медных полос с присадкой серебра (кадмия) вместе с петушками. Он насаживается на вал 28 (промежуточную втулку) с упором в переднюю нажимную шайбу. Пластины коллектора стянуты в арку гайкой через пружинное кольцо, позволяющее получить равномерное и стабильное давление на опорные поверхности «ласточкиных хвостов» пластин и изолирующих манжет. Соединение деталей коллектора обеспечивает герметичность его внутрен-
них полостей и исключает проникновение внутрь коллектора воды и влаги в количествах, снижающих сопротивление изоляции якоря.

Полюса электродвигателя выполнены в виде единого моноблока с изоляцией катушек «Монолит-2» и состоят из катушек 16, 20 и сердечников 17, 18. Крепление главных полюсов к корпусу электродвигателя осуществляется при помощи болтов, вворачиваемых в стержень, вставленный в специальное окно вдоль оси сердечника полюса, а добавочных — при помощи проходных болтов и гаек.

Подшипниковые щиты 8 и 23 установлены в расточках (горлови-

нах) корпуса и крепятся к нему по внешнему периметру болтами. Подшипниковые узлы имеют специальные камеры для сбора отработанной в процессе эксплуатации смазки.

Электродвигатель имеет четыре щеткодержателя 11, закрепленных посредством запрессованных в них пальцев (опрессованных стекловолокном АГ-4С с изоляторами из дугостойкого материала) к кронштейнам 13, приваренным к торцовой стенке корпуса так, что оси щеток и главных полюсов совпадают. В каждом из щеткодержателей помещается по три щетки 10. Конструкция щеткодержателей предусматривает фиксирование положения конца пружины для удобства осмотра и замены щеток.

Система вентиляции включает в себя люк в верхней части корпуса (над коллекторной камерой), вентиляционные каналы в магнитной системе и в якоре, а также люки в задней части корпуса в заднем подшипниковом щите.

Подсоединение кабелей питания электродвигателя осуществляется в специальной коробке зажимов (рис. 97, б). Наконечник кабеля закрепляется двумя болтами 34, его ввод в коробку герметизируется при помощи уплотнительной втулки 33, обжимаемой на кабеле при затяжке болтов крепления нажимной крышки

31. Расположение и маркировка выводных концов электродвигателей приведены на рис. 97, д.

 

 

 

Рис. 97. Двигатель электрический тяговый типа ЭД-120АУ1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 139   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..