Возбудитель
синхронный однофазный типа ВС-650ВУ2 тепловоза ТЭМ7
Основные технические данные и параметры возбудителя ВС-650ВУ2
Напряжение переменное, В: минимальное максимальное Ток переменный, А:
минимальный максимальный Напряжение выпрямленное, В 145
Ток выпрямленный, А 180
Частота вращения, с-1 (об/мин):
минимальная 41Д7 (2470)
максимальная 55 (3300)
К. п. д., % 75
(рис. 98) представляет собой электрическую машину переменного тока,
независимого возбуждения, защищенного исполнения, самовентилируемую и с
одним свободным концом вала. Возбудитель состоит из станины, корпуса,
якоря, подшипниковых щитов, подшипников, щеткодержателей. Возбудитель
имеет 4 вывода обмоток:
2 вывода обмотки якоря и 2 вывода обмотки возбуждения. Принципиальная
электрическая схема соединения обмоток и маркировка зажимов возбудителя
приведена на рис. 98, в.
Корпус возбудителя, являющийся одновременно магнитопроводом и основой
для сборки всех узлов, изготавливается из листового проката путем гибки
и сварки и имеет в нижней части лапы для установки. Торцы корпуса имеют
расточку для посадки подшипниковых щитов. На наружной стороне корпуса
расположена коробка зажимов, представляющая собой панель из
изоляционного материала с расположенными в ней контактными болтами, к
которым подсоединяются выводы обмоток и монтажные провода электрической
схемы тепловоза.
Полюс возбудителя состоит из сердечника 13, двух обмоток независимого
возбуждения 15 и демпферной обмотки 14, встроенной в башмак сердечника
полюса в виде стержней, соединенных в лобовых частях шиной. Сердечник
полюса набран из штампованных листов электротехнической стали, зажатых
крайними, более толстыми листами из конструкционной стали (щеками).
Листы сердечника вместе с щеками спрессованы и стянуты стальными
заклепками. Крепление полюса к корпусу возбудителя осуществляется при
помощи болтов, вворачиваемых в резьбовые отверстия в теле сердечника.
Катушка независимого возбуждения изготовлена из прямоугольного
обмоточного медного провода и совместно с сердечником полюса
представляет собой неразъемный
моноблок на основе изоляции типа «Монолит-2».
Межкатушечные соединения выполняются специальным проводом.
Щеткодержатели. 7 в количестве 6 шт. (по три
щеткодержателя на каждое контактное кольцо 11) закреплены с помощью
уголков из специального сплава на выполненной из изоляционного материала
траверсе 8, соединенных между собой токосборными шинами. Техническое
обслуживание щеткодержателей и щеток 10 осуществляется через смотровой
люк, который закрывается быстросъемной крышкой с пружинным замком.
Подшипниковые щиты 9 и 10 предназначены для опоры и центровки якоря
относительно магнитной системы через вмонтированные в них подшипники
качения. Щиты центрируют в станине «замками» и закрепляют в ней болтами.
Якорные подшипники 5 и их смазочные камеры закрываются с обеих сторон
крышками 3 и 20. Кольцевые углубления в крышках с насаженными на вал
уплотнительными кольцами 6 и 20 образуют лабиринтные уплотнения,
предотвращающие проникновение смазки в якорные подшипники и вытекание ее
из подшипников наружу. Для добавления смазки в подшипники имеются
шариковые масленки, закрепленные в смазочных трубках, расположенных на
наружной поверхности подшипниковых щитов.
Якорь возбудителя состоит из следующих составных частей: вала,
сердечника, обмоткодержателей, контактных колец, ступицы для крепления
вентилятора и обмотки, состоящей из отдельных катушек. Вал 21
предназначен для восприятия крутящего момента от приводного механизма и
закрепления на нем всех частей якоря.
Вал изготовлен из высококачественной легированной стали со специальной
термообработкой. Он имеет один свободный конец для посадки приводной
полумуфты. Сердечник якоря набран из штампованных лис-
тов электротехнической стали, покрытых с обеих сторон тонким слоем
электроизоляционного лака и напрессованных непосредственно на вал. От
проворота на валу сердечник закреплен при помощи шпонки. По внешнему
диаметру листов имеются пазы для укладки обмотки якоря, а в средней
части листов — один ряд вентиляционных отверстий. Втулка 2 и
обмоткодержа-тель 16 выполнены литыми из латуни. Они предназначены для
удержания листов сердечника в спрессованном состоянии и одновременно
служат для укладки на них лобовых частей обмотки якоря. Изолировка
наружной поверхности обмоткодержателей производится стеклотканью,
пропитанной в эпоксидном компаунде и до посадки на вал опрессованной
совместно с обмотко-держателями и запеченной в пресс-форме. Контактные
кольца 11 изготавливаются из нержавеющей немагнитной стали. На рабочей
поверхности колец выполнена прямоугольная винтовая канавка для
устранения воздушной подушки под щетками с Целью исключения искрения.
Кольца напрессованы на стальную втулку, изолированную стеклотканью.
Втулка с контактными кольцами напрессована на вал со шпонкой. Обмотка
якоря 12 выполнена из двухвитковых катушек, изготовленных из
прямоугольного медного обмоточного провода. Изоляция катушек
изготавливается из стеклослюдинитовой ленты и ленты стеклянной. В пазы
сердечника якоря устанавливаются прокладки из плен-костеклоткани.
Обмотка якоря от центробежных усилий удерживается бандажами из
стеклобандажной ленты в лобовых частях и средней части сердечника. Якорь
с обмоткой пропитан в термореактивном лаке вакуум-нагнетательным
способом. Готовый якорь покрыт эпоксидной эмалью горячей сушки и
динамически отбалансирован.
Система вентиляции включает в себя вентилятор 18, вентиляционные каналы
в якоре и магнитной сис-теме (межполюсные пространства и зазоры между
полюсами и якорем), а также люки в корпусе, защищенные крышками 1 и 23 с
вентиляционными отверстиями в нижней части. Охлаждающий воздух
забирается через отверстия в крышке люков со стороны контактных колец,
проходит параллельными потоками по вентиляционным каналам и
выбрасывается наружу через сетку с отверстиями со стороны привода.