Возбудитель синхронный однофазный типа ВС-650ВУ2 тепловоза ТЭМ7

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТЭМ7 (Г. С. Меликджанов) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

 

 

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ТЕПЛОВОЗА ТЭМ7
 

 

Возбудитель синхронный однофазный типа ВС-650ВУ2 тепловоза ТЭМ7

 


Основные технические данные и параметры возбудителя ВС-650ВУ2


Напряжение переменное, В: минимальное максимальное Ток переменный, А: минимальный максимальный Напряжение выпрямленное, В 145

Ток выпрямленный, А 180

Частота вращения, с-1 (об/мин):

минимальная 41Д7 (2470)

максимальная 55 (3300)

К. п. д., % 75

 

 


(рис. 98) представляет собой электрическую машину переменного тока, независимого возбуждения, защищенного исполнения, самовентилируемую и с одним свободным концом вала. Возбудитель состоит из станины, корпуса, якоря, подшипниковых щитов, подшипников, щеткодержателей. Возбудитель имеет 4 вывода обмоток:

2 вывода обмотки якоря и 2 вывода обмотки возбуждения. Принципиальная электрическая схема соединения обмоток и маркировка зажимов возбудителя приведена на рис. 98, в.

Корпус возбудителя, являющийся одновременно магнитопроводом и основой для сборки всех узлов, изготавливается из листового проката путем гибки и сварки и имеет в нижней части лапы для установки. Торцы корпуса имеют расточку для посадки подшипниковых щитов. На наружной стороне корпуса расположена коробка зажимов, представляющая собой панель из изоляционного материала с расположенными в ней контактными болтами, к которым подсоединяются выводы обмоток и монтажные провода электрической схемы тепловоза.

Полюс возбудителя состоит из сердечника 13, двух обмоток независимого возбуждения 15 и демпферной обмотки 14, встроенной в башмак сердечника полюса в виде стержней, соединенных в лобовых частях шиной. Сердечник полюса набран из штампованных листов электротехнической стали, зажатых крайними, более толстыми листами из конструкционной стали (щеками). Листы сердечника вместе с щеками спрессованы и стянуты стальными заклепками. Крепление полюса к корпусу возбудителя осуществляется при помощи болтов, вворачиваемых в резьбовые отверстия в теле сердечника.

Катушка независимого возбуждения изготовлена из прямоугольного обмоточного медного провода и совместно с сердечником полюса представляет собой неразъемный

моноблок на основе изоляции типа «Монолит-2». Межкатушечные соединения выполняются специальным проводом.

 

 

 

 

Рис. 98. Возбудитель синхронный однофазный типа ВС-650ВУ2: а—продольный разрез: 1—крышка люка съемная; 2—шайба нажимная; 3—крышка подшипника (переднего); 4—шайба упорная, 5—подшипник якоря; 6—кольцо уплотнительное; 7—щеткодержатель;
8—траверса; 9—щит подшипниковый (передний); 10—щетка; 11—контактные кольца; 12—корпус; 13— катушка обмотки якоря; 14—сердечник полюса; 15—стержень демпферной обмотки; 16—катушка обмотки возбуждения; 17—шайба (обмоткодержатель) задняя; 18—вентилятор; 19—щит подшипниковый (задний); 20—крышка подшипника (заднего); 21—кольцо лабиринтное; 22—вал; 23—ступица; 24—втулка уплотнительная; б—расположение выводов в коробке зажимов возбудителя; в—принципиальная электрическая схема соединения обмоток и маркировка зажимов возбудителя ВС-650ВУ2

 

 

 

 

Щеткодержатели. 7 в количестве 6 шт. (по три щеткодержателя на каждое контактное кольцо 11) закреплены с помощью уголков из специального сплава на выполненной из изоляционного материала траверсе 8, соединенных между собой токосборными шинами. Техническое обслуживание щеткодержателей и щеток 10 осуществляется через смотровой люк, который закрывается быстросъемной крышкой с пружинным замком.

Подшипниковые щиты 9 и 10 предназначены для опоры и центровки якоря относительно магнитной системы через вмонтированные в них подшипники качения. Щиты центрируют в станине «замками» и закрепляют в ней болтами. Якорные подшипники 5 и их смазочные камеры закрываются с обеих сторон крышками 3 и 20. Кольцевые углубления в крышках с насаженными на вал уплотнительными кольцами 6 и 20 образуют лабиринтные уплотнения, предотвращающие проникновение смазки в якорные подшипники и вытекание ее из подшипников наружу. Для добавления смазки в подшипники имеются шариковые масленки, закрепленные в смазочных трубках, расположенных на наружной поверхности подшипниковых щитов.

Якорь возбудителя состоит из следующих составных частей: вала, сердечника, обмоткодержателей, контактных колец, ступицы для крепления вентилятора и обмотки, состоящей из отдельных катушек. Вал 21 предназначен для восприятия крутящего момента от приводного механизма и закрепления на нем всех частей якоря.

Вал изготовлен из высококачественной легированной стали со специальной термообработкой. Он имеет один свободный конец для посадки приводной полумуфты. Сердечник якоря набран из штампованных лис-
тов электротехнической стали, покрытых с обеих сторон тонким слоем электроизоляционного лака и напрессованных непосредственно на вал. От проворота на валу сердечник закреплен при помощи шпонки. По внешнему диаметру листов имеются пазы для укладки обмотки якоря, а в средней части листов — один ряд вентиляционных отверстий. Втулка 2 и обмоткодержа-тель 16 выполнены литыми из латуни. Они предназначены для удержания листов сердечника в спрессованном состоянии и одновременно служат для укладки на них лобовых частей обмотки якоря. Изолировка наружной поверхности обмоткодержателей производится стеклотканью, пропитанной в эпоксидном компаунде и до посадки на вал опрессованной совместно с обмотко-держателями и запеченной в пресс-форме. Контактные кольца 11 изготавливаются из нержавеющей немагнитной стали. На рабочей поверхности колец выполнена прямоугольная винтовая канавка для устранения воздушной подушки под щетками с Целью исключения искрения. Кольца напрессованы на стальную втулку, изолированную стеклотканью. Втулка с контактными кольцами напрессована на вал со шпонкой. Обмотка якоря 12 выполнена из двухвитковых катушек, изготовленных из прямоугольного медного обмоточного провода. Изоляция катушек изготавливается из стеклослюдинитовой ленты и ленты стеклянной. В пазы сердечника якоря устанавливаются прокладки из плен-костеклоткани. Обмотка якоря от центробежных усилий удерживается бандажами из стеклобандажной ленты в лобовых частях и средней части сердечника. Якорь с обмоткой пропитан в термореактивном лаке вакуум-нагнетательным способом. Готовый якорь покрыт эпоксидной эмалью горячей сушки и динамически отбалансирован.

Система вентиляции включает в себя вентилятор 18, вентиляционные каналы в якоре и магнитной сис-теме (межполюсные пространства и зазоры между полюсами и якорем), а также люки в корпусе, защищенные крышками 1 и 23 с вентиляционными отверстиями в нижней части. Охлаждающий воздух забирается через отверстия в крышке люков со стороны контактных колец, проходит параллельными потоками по вентиляционным каналам и выбрасывается наружу через сетку с отверстиями со стороны привода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..