Рама тепловоза (рис. 42) является основанием для силовой установки и
вспомогательного оборудования, кузова, бака для топлива, а также служит
для передачи на автосцепку тягового усилия, развиваемого тяговыми
электродвигателями, восприятия ударных нагрузок при толчках и сжимающих
усилий при торможении.
Рама (сварной конструкции) состоит из двух хребтовых балок, выполненных
из двутавра и усиленных полосами, приваренными к нижней и верхней полкам
двутавра, обносного швеллера и ряда поперечных элементов. По концам
хребтовые балки связаны литыми стяжными ящиками. В месте установки
дизеля хребтовые балки с внутренней стороны усилены ребрами жесткости.
Масса рамы со всем размещенным на ней оборудованием передается на две
тележки через восемь шаровых опор.
Шкворни рамы вертикальных нагрузок не передают и служат только для
восприятия горизонтальных сил.
В нижнем настильном листе рамы под дизель-генератором сделан вырез для
слива масла из картера дизеля и установлены люки для осмотра тягового
генератора в эксплуатации. Два выреза и соединенные с ними воздушные
каналы в раме служат для подвода охлаждающего воздуха от вентилятора к
тяговым электродвигателям. В переднем и заднем концах рамы выполнены
закрытые крышками ящики для размещения крупного инструмента. Впереди и
сзади рамы тепловоза к стяжному ящику крепится путеочиститель,
предназначенный для сброса с путей посторонних предметов.
Сзади на раме шарнирно закреплена переходная
площадка.
При эксплуатации одного тепловоза площадка должна быть поднята. Когда
тепловозы работают в сцепе, площадку опускают. При этом одна площадка
должна перекрывать другую. До сцепки двух совместно работающих
тепловозов опускать площадки запрещается.
Для сцепления локомотива с поездом, одиночным вагоном или другими
локомотивами тепловоз впереди и сзади оборудован автосцепкой. Она
является основной частью ударно-тягового прибора (рис. 43), который
состоит из поглощающего аппарата, тягового хомута, передней плиты и
клина. Автосцепка имеет корпус, в котором размещен механизм сцепления,
состоящий из замка, замкодержателя, предохранителя замка, подъемника и
валика подъемника.
Хвостовик автосцепки пустотелый, на конце его имеется отверстие, куда
вставляют клин для соединения с тяговым хомутом. Автосцепка посредством
тягового хомута и передней плиты соединена с поглощающим аппаратом
(амортизатором), назначение которого смягчать удары или сжимающие
усилия, возникающие при сцеплении и ведении поезда.
Поглощающий аппарат представляет собой стальной корпус, в котором
перемещаются фрикционные клинья. Энергия удара в автосцепку поглощается
за счет работы силы трения в фрикционном аппарате.