Дизель ЯАЗ-М204А имеет жидкостное
принудительное охлаждение. В качестве охлаждающей жидкости используют
воду или жидкость, замерзающую при низких температурах. Во время работы
дизеля циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается
центробежным насосом, установленным на переднем торце нагнетателя. Насос
подает воду в распределительный канал блока цилиндров, откуда вода через
окна проходит в рубашку блока цилиндров. Поступая далее в рубашку
головки цилиндров, вода форсунками направляется к стенкам выпускных
каналов, затем по трубе через клапан термостата, патрубки и шланг вода
проходит в верхний бачок радиатора, опускается по трубкам и попадает в
нижний бачок. Охлажденная вода из нижнего бачка проходит через патрубок
в корпус масляного радиатора, омывая его, и далее поступает к
центробежному насосу.
Такое движение воды возможно только при открытом клапане термостата
(температура воды выше 70° С). При закрытом клапане вода циркулирует под
действием насоса по отводной трубке в масляный радиатор, минуя радиатор
охлаждения. Малый круг циркуляции жидкости способствует быстрому
прогреву двигателя. При повышении температуры клапан термостата
открывается и движение воды происходит через радиатор. Для контроля за
температурой охлаждающей жидкости в систему включен указатель
температуры воды.
Система охлаждения дизеля 1Д12-400. Дизель 1Д12-400 имеет одноконтурную
систему охлаждения, сообщающуюся с атмосферой только через паровоздушный
клапан. Охлаждающая жидкость и масло охлаждаются в секциях холодильника
(устройство холодильника тепловоза рассмотрено ниже).
Циркуляционный насос дизеля прогоняет воду по зарубашечным пространствам
блоков дизеля. Охлаждая цилиндры, вода поднимается вверх и через
перепускные трубки, расположенные между блоками, поступает в полости
головок блоков, где охлаждает камеры сгорания и гнезда форсунок. Из
головок блоков вода через патрубки идет на охлаждение выпускных
коллекторов, откуда направляется в холодильник, где она охлаждается и
снова забирается водяным насосом дизеля.
Циркуляционный насос дизеля обеспечивает циркуляцию
воды в системе охлаждения. Он состоит из корпуса, раструба, валика с
крыльчаткой, распорной втулки, маслоотбойной шайбы и торцовых
уплотнений. Корпус имеет два патрубка для подачи воды к блокам. Чугунный
раструб имеет патрубок для подвода воды к центру крыльчатки и фланец для
крепления к корпусу. В раструб насоса ввернут сливной кран. Для открытия
крана необходимо оттянуть на себя стержень и повернуть кулачок.
На некоторых дизелях устанавливают циркуляционный насос с
металлографитовым уплотнением со стороны водяной полости и армированной
манжетой со стороны масла. Это уплотнение по сравнению с текстолитовым
имеет повышенную износостойкость и обеспечивает лучшее уплотнение валика
циркуляционного насоса. Циркуляционный насос с металлографическим
уплотнением взаимозаменяем с насосом, имеющим текстолитовое уплотнение,
только в сборе. Детали уплотнения, корпус насоса и валик с крыльчаткой
не взаимозаменяемы с деталями уплотнения прежней конструкции.