СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
ТРОЛЛЕЙБУСА
Схема электрических соединений троллейбуса связывает тяговые
электродвигатели с пусковыми сопротивлениями пускорегулирующей и
вспомогательной аппаратурой и должна обеспечивать в необходимой
последовательности все операции управления тяговыми
электродвигателями.
К схеме электрических соединений предъявляются следующие
требования: обеспечение строгой последовательности действия
электрических аппаратов в соответствии с позицией контроллера
управления; предотвращение образования контуров короткого
замыкания и так называемых вредных контуров, по которым
происходит возбуждение катушек аппаратов, не предусмотренное
данным положением схемы; своевременное действие защиты при
возникновении короткого замыкания или чрезмерной перегрузки,
чрезмерного пониженного или повышенного напряжения; надежное
действие вспомогательных устройств: электродвигателей
компрессора и вентилятора, освещения, отопления и т. д.
В общей схеме электрических соединений, как выше указывалось,
могут быть выделены схемы силовой цепи, цепи управления и
вспомогательных цепей.
Силовой цепью называется цепь тока тяговых электродвигателей
троллейбуса. В силовую цепь включаются токоприемники, тяговые
электродвигатели, силовые катушки и контакты пускорегулирующей
аппаратуры, пусковые сопротивления и силовые провода.
Часть схемы, называемая цепью управления, состоит из
электрических аппаратов или их элементов и проводов, с помощью
которых осуществляется управление контакторами и другими
аппаратами силовой цени. В цепь управления троллейбуса
включаются контроллеры управления, подъемные катушки
контакторов, реле различного назначения, добавочные
сопротивления к подъемным катушкам, включающие и выключающие
блок-контакты, выключатели, плавкие предохранители, приборы
сигнализации (зуммер, контрольная лампа) и пр.
К вспомогательным высоковольтным цепям относятся: цепи
электродвигателей вспомогательных машин — компрессора,
генератора и вентилятора, предназначенных для обслуживания
троллейбуса, цепи электрического освещения, отопления,
стеклообогревателей и т. п.
В зависимости от полноты графического изображения схемы
электрических соединений троллейбуса подразделяются на
принципиальные, монтажные и, в некоторых случаях, полумонтажные.
Принципиальные схемы дают наглядное представление о
взаимодействии тяговых электродвигателей, пускорегулирующей и
защитной аппаратуры, а также 9 взаимной связи между отдельными
катушками контакторов, проводов и блок-контактами аппаратуры, в
соответствии с положением контроллера управления.
Полные монтажные схемы строятся с учетом принятой компоновки
электрооборудования и его расположения на троллейбусах.
При построении полумонтажных схем учитывают только компоновку
электрооборудования на соответствующих панелях или в ящиках и не
принимают во внимание его расположение на троллейбусе.
Основные условные обозначения, применяемые в схемах силовой цепи
(включая цепь параллельного возбуждения), цепи управления и
вспомогательных цепей троллейбусов, приведены в Приложении.
Схема силовой цепи и цепи управления обычно изображается в
состоянии, соответствующем отсутствию тока, т. е. в выключенном
положении. Индивидуальные контакторы и их блок-контакты в
принципиальных схемах, как правило, также изображаются в
выключенном состоянии.
Около обозначения плавких предохранителей иногда указывается
величина тока, на которую они рассчитаны.
Существует большое количество различных схем электрических
соединений для троллейбусов. По типу применяемых тяговых
электродвигателей и по виду торможения они разделяются на
следующие группы:
а) схемы с тяговыми электродвигателями с последовательным
возбуждением без применения электрического торможения;
б) схемы с тяговыми электродвигателями с последовательным
возбуждением с применением реостатного торможения;
в) схемы с тяговыми электродвигателями со смешанным возбуждением
с применением рекуперативного и реостатного торможений.
По принципу управления различают схемы: а) с неавтоматической
системой управления и б) с автоматической системой управления.
В троллейбусах, эксплуатируемых в СССР, применяются главным
образом электрические схемы группы б и на некоторой части
троллейбусов, приобретенных в Чехословацкой Республике и
сочлененных троллейбусах типов ТС-1 и ТС-2,— электрические схемы
группы б. В городах СССР нашли применение троллейбусы как с
неавтоматической, так и автоматической системами управления.
Ниже приведены принципиальные электрические схемы, применяемые
на троллейбусах, эксплуатируемых в СССР.
|